Архитектурная жемчужина Белореченска

Общество

В этом месяце Белореченск отметит 157-летие со дня основания (станица была образована в 1862 году). Здания города, его улицы, памятники и достопримечательности есть застывшая история малой родины. Случается, годами ходишь по улицам мимо старинных домов и не замечаешь их облика: взгляд скользит по привычным фасадам и не останавливается на деталях. А ведь именно за привычным кроются тайны.

Композиционной осью исторического центра города Белореченска была и остаётся улица Красная. В начале прошлого века Красная, как и другие станичные улицы, была застроена глиняными постройками – турлучными и саманными хатами, крытыми камышом и соломой. Среди них ярко выделялись каменные (кирпичные) здания. В начале 1920-х гг. на центральной улице станицы располагалось около 12 довольно крупных кирпичных зданий. Одно из них – дом Ивана Степановича Стоянова, являющийся одним из самых старых кирпичных зданий нашего города.

Построенный в самом начале ХХ века (в книге Г.А. Морозкиной указана дата – 1903 год) на углу улиц Красной и Больничной, одноэтажный дом включал жилые помещения и комнаты, отведённые под гостиницу. Строение представляло собой во время постройки кирпичную усадьбу о 12 комнатах с обширными службами во дворе: при доме имелись одна конюшня, один амбар и один сарай. Принадлежала усадьба иностранноподданному, болгарину Ивану Степановичу Стоянову, 1859 года рождения, переехавшему в станицу Белореченскую вместе с семьёй в 1883 году. Переехав на новое место, 24-летний Иван Стоянов, огородник и хлебороб по профессии, занялся выращиванием сельскохозяйственных культур, садово-огородническим и семеноводческим хозяйствами. Даже посылал свои семена на Всесоюзную сельскохозяйственную выставку в Москву. В сложные годы революции и гражданской войны спас многих одностаничников от тюрьмы и от голода. Был Почётным блюстителем Белореченского одноклассного иногороднего смешанного училища, пожертвовав на его содержание из личных средств 250 рублей. За что в 1915 году получил право на ношение медали «За усердие», выдававшейся подданным Российской Империи, которые своими действиями помогали развитию страны.

Размеры постройки подтверждают версию, что дом Стоянова также являлся первой гостиницей станицы, служащей временным пристанищем специалистов – строителей железной дороги Армавир-Туапсе и завода «Саломас» в 1909-1910 гг., и других приезжих.

Архитектурная жемчужина Белореченска

На сегодня здание не сохранило свой первоначальный вид в связи с переделкой его во время неоднократных ремонтов. Более точное представление об архитектурных особенностях этого кирпичного «особняка» дают две фотографии 1958-1960-х гг., хранящиеся в фонде городского музея. Декоративное убранство дома Стоянова создаётся обилием таких архитектурных деталей как карнизы и пояски различного вида, выложенные из кирпича, выделяющие не только пространство под крышей, но и около окон и дверей. Архитектурный поясок, составленный из элементов, похожих на арки, словно кружевная оборка, придаёт зданию нарядность, делает центральную часть фасада затейливой. В конце XIX-начале ХХ веков в оформлении зданий скульптурному убранству отводилась значительная роль.

Акцент сделан на декорации двух фасадов здания (один выходит на улицу Красную, другой – на Больничную). Проёмы больших прямоугольных окон обрамлены кирпичными наличниками. Два парадных входа по бокам акцентированы пилястрами – полуколоннами, придающими зданию эстетическую торжественность, и сверху украшены фронтонами. Широко использована при декорации обоих фасадов рустовка, точнее, её имитация кирпичной кладкой и штукатуркой – оживляя плоскость стены игрой светотени, она создаёт впечатление мощи, массивности здания. Венчает постройку многоступенчатый кирпичный карниз. Обилие декоративных элементов ярко выделяет данное здание среди расположенных рядом построек.

Фасад дома, обращённый на улицу Больничную, оживляет стилизованная фигура из гипса, расположенная над боковым входом, ныне наглухо замурованным. Для данной детали в архитектуре существует специальный термин – маскарон. Можно предположить, что на фронтоне стояновской усадьбы размещён маскарон в виде головы античного бога Гермеса-Меркурия, бога хлебного дела, покровителя торговли, прибыли, обогащения, путников и защитника перекрестков дорог. Изображён он в крылатом шлеме. Создаётся впечатление, что крылья растут прямо из его головы. Голова Гермеса обрамлена двумя лавровыми ветвями. Такой же маскарон размещался над вторым дверным проёмом, но при ремонте здания он был утрачен. Изначальная функция маскаронов в архитектуре сакральна: ещё в античности они выступали щитами и оберегами древних греческих храмов. Позже эта декоративная деталь стала излюбленным элементом многих архитектурных стилей. Распространённым сюжетом маскаронов классицизма были головы различных античных богов и героев. Возможно, изображение бога Гермеса на стояновском доме также служило своеобразным оберегом, было не только украшением, но и несло защитную функцию. Таким образом, в решении уличных фасадов здания использованы мотивы классицизма, но разнообразие и даже избыточность декора фасада позволяет отнести его к постройке, решённой в приёмах эклектики, довольно долго и безраздельно господствовавшей на рубеже позапрошлого века в России и на Кубани в частности.

Со строительством дома Стоянова связана легенда, рассказанная в книге Г.А. Морозкиной. Иван Стоянов вместе со своим братом ограбили один из белореченских курганов, находящийся на Гиагинском повороте, и извлекли из него большое количество золотых вещей, среди которых был золотой трёхкилограммовый божок. Часть вещей им удалось сбыть, на вырученные деньги и было построено здание, а другая часть клада, по преданию, замурована в стенах. Легенда остаётся легендой, а клада в стояновском доме, как утверждают старожилы, на сегодняшний день нет.

Архитектурная жемчужина Белореченска

В 1917 году наряду с другими крупными домовладениями здание Стоянова было национализировано. Некоторое время в нём размещалась школа. В 1922 году восемь комнат усадьбы занимала волостная управа. А в остальных комнатах проживала семья Ивана Стоянова, которая на тот момент состояла из самого хозяина, его жены 1873 года рождения, трёх детей, четырёх внуков-сирот и восприемника Аракела 1878 года рождения. В 1924 году здание было передано районному здравотделу (и принадлежит управлению здравоохранения Белореченского района поныне), а Стояновы вынуждены были покинуть своё жильё. Первоначально в стояновском доме разместилась районная больница. В годы оккупации – немецкий госпиталь. А в послевоенные годы и до сих пор – противотуберкулёзный диспансер.

Здание это не является объектом культурного наследия: ни памятником архитектуры, ни памятником истории. А ведь именно оно не только одно из самых старинных, но и имеет индивидуальный облик, не похоже ни на одно из зданий нашего города. Не много у нас в городе осталось подобных архитектурных творений, тем более мы должны их беречь, гордиться ими и дорожить.

К сожалению, в архиве городского музея имеется только два исторических снимка стояновского дома. Сотрудники музея обращаются к жителям города с просьбой поделиться любой информацией и фотоснимками, связанными с судьбой этого здания, чтобы история этого особняка сохранилась для последующих поколений белореченцев.

Мария ФРОЛОВА, старший научный сотрудник музея Белореченска.

В статье использован материал из книг: 1. Г.А. Морозкина. История земли белореченской. С древнейших времён до 1917 г. Книга первая. – Майкоп: ГУРИПП «Адыгея», 2004. – 380 с. 2. О.В. Постников. Записки офицера (к истории станицы Белореченской). – Майкоп: ООО «Полиграф-Юг», 2018. – 516 с. и Дело Майкопского исполнительного комитета за 1922 г., копия которого передана в музей города Белореченска Постниковым О.В.

Оцените автора
Огни Кавказа