Белореченские бронепоезда

Общество

В начале 1918 года на Кубани в полный рост замаячил кровавый призрак Гражданской войны.

Еще в декабре 1917-го большевиками были полностью взяты под контроль все важные станции вдоль железнодорожной ветки Армавир-Кавказская-Тихорецкая. Здесь разместились части и подразделения распропагандированной большевиками 39-й пехотной дивизии, пришедшей с Кавказского фронта. Эта дивизия в дальнейшем стала основой для организации советских войск на Кубани. В это же время в Новороссийске начали разгружаться с пароходов другие части, прибывшие с Кавказского фронта, также попавшие под большевистское влияние.

Белореченские бронепоезда

2 января 1918 года в Армавире – первом городе на Кубани – была установлена советская власть. А по прошествии всего недели, 9 января, большевики прочно утвердились и в станице Белореченской…
С началом Гражданской войны в нашей станице, как и по всей Кубани, начали в спешном порядке формироваться добровольческие вооруженные формирования для защиты «завоеваний Революции». С целью усиления огневой мощи пехотных и кавалерийских частей белореченским Ревкомом совместно с рабочими паровозного депо было принято решение о последовательном формировании трех бронепоездов собственного изготовления. И это было не случайно.
Как известно, в условиях Гражданской войны приобретала особое значение борьба за крупные населенные пункты, рядом с которыми почти всегда находились узловые станции железных дорог. Кроме того, не стоит забывать, что каждая ж/д станция – это, в первую очередь, склады, а значит – продовольствие, оружие, боеприпасы, обмундирование.
Отследить в полном объёме эволюцию и боевой путь белореченских бронепоездов на сегодня не представляется возможным, поскольку строились они бессистемно, без каких-либо чертежей, из имеющихся под рукой материалов. Да и боевая документация самих бронепоездов, включающая в себя списки команд, наличие вооружения, журналы боевых действий, если и велась, то давно и безвозвратно утеряна. Для восстановления общей картины нам остается только пользоваться воспоминаниями немногих уцелевших ветеранов и крупицами информации из открытых источников.

Бронепоезд №1 «Победа»

По всей вероятности, мысль о создании первого бронепоезда для укрепления отрядов красногвардейцев зародилась у рабочих паровозного депо в марте 1918 года, когда на территории нынешних Бжедуховского, Великовечненского и Рязанского поселений вовсю шли бои между красными отрядами Филипповской армии и добровольцами генерала Лавра КОРНИЛОВА.
Первый бронепоезд, получивший имя «Победа», был составлен из одного пульмановского (большой пассажирский спальный) вагона, малого крытого и двух платформ. После недолгих споров паровоз решили разместить в середине состава, чтобы с каждой стороны было по платформе и вагону. Борта платформ сначала обшили досками, забутовали их гравием, а затем просто и без затей зацементировали. Стены крытых вагонов также были зацементированы, в середине каждого борта располагались бойницы для ведения огня из винтовок и пулеметов. На железнодорожных платформах были оборудованы места для крепления артиллерийских орудий и пулеметные гнезда.
Вооружение бронепоезда состояло из трех 76,2-мм полевых орудий обр. 1902 года и порядка десяти пулеметов «Максим».
Выбор орудия был не случаен. Знаменитая русская «трехдюймовка», помимо своей массовости, обладала отличными баллистическими характеристиками, в чем превосходила практически все дивизионные артиллерийские системы зарубежных конструкций.
Для бронепоезда была сформирована команда из 120 человек. Командиром станичный Ревком назначил вернувшегося из ссылки большевика с 1905 года Егора ТУЛИНОВА.
Егор Георгиевич ТУЛИНОВ родился в станице Белореченской в семье иногородних. В 1905 году во время действительной военной службы в составе Севастопольского гарнизона был осужден за революционную агитацию среди своих сослуживцев и сослан на каторгу. Через три года его освободили и направили под надзор полиции. Однако уже на следующий год молодого смутьяна опять арестовывают. Приговор – вечное поселение в Иркутске. После октябрьского переворота Егор ТУЛИНОВ возвращается в станицу Белореченскую и активно включается сначала в политическую деятельность, а затем становится одним из военных руководителей белореченских большевиков. Вместе с ним, кстати, не менее активно в Гражданской войне участвует и родной брат Федор ТУЛИНОВ, закончивший войну командиром отделения кавалерийского полка 39-й стрелковой дивизии и долгие годы проживавший на улице Калинина в нашем городе…
По воспоминаниям бывшего бойца команды Максима Андреевича МАКЕЕВА, по готовности бронепоезда «мы получили первое боевое задание – разгромить белоказаков, которые разогнали комитет в станице Гурийской и пытались восстановить власть атамана. Мы вышли к станице и навели орудия. 25 членов команды пошли в станицу. Как раз выбирали атамана. По нашему сигналу с бронепоезда произвели выстрел. Люди стали разбегаться. Мы арестовали казачью верхушку и привезли в Белореченскую».
Затем бронепоезд «Победа» участвовал в целом ряде карательных операций по разгрому восставших терских казаков в районе железнодорожных станций Георгиевской, Солдатской, Прохладной.
В мае 1918 года бронепоезд вернулся в станицу Белореченскую, и команда получила долгожданный отдых. Длился он, правда, недолго. Майкопскому ревкому срочно потребовалась военная помощь. Как впоследствии оказалось, дислоцированные в городе казаки отказывались идти на фронт, мотивируя это тем, что у них нет обмундирования и что лошади не подкованы. С помощью местных солдатских частей, оставшихся верными большевикам, и экипажа бронепоезда «Победа» взбунтовавшиеся казаки были окружены и в конечном итоге вынуждены сложить оружие. В этой операции проявили себя красноармейцы Николай ГОРЛОВ, Георгий КАРАБУТ и Максим МАКЕЕВ.
Однако основная боевая работа у бронепоезда началась с лета 1918 года. К этому времени военная обстановка для красных частей складывалась весьма неблагоприятно. В июне начался второй поход Добровольческой армии в пределы Кубанской области.
В ходе кампании генерал Антон ДЕНИКИН применил ряд нестандартных маневров, поставив большевиков в тупик и обеспечив тем самым себе победу на всем театре военных действий. Разгромив в жестоком бою большевиков под станцией Тихорецкой, добровольцы разрезали основные силы Красной Армии на ряд отдельных группировок. Отрезанные части Таманской группы советских войск (Таманская армия) с тяжелыми боями прорывались на соединение с главными силами Красной Армии Северного Кавказа, отступившими к Армавиру и станице Невинномысской.
Белореченский бронепоезд «Победа» прикрывал отступающие красные части, вместе с таманцами участвовал в боях за Армавир под Курсавской и Невинномысской. В одном из боев бронепоезд был поврежден и отправлен на ремонт во Владикавказ.
По некоторым данным, в частности воспоминаниям ветерана Гражданской войны Ефима ПОСЛЕДОВА, в конце сентября произошла замена командира бронепоезда, им стал Георгий КАРАБУТ, до этого командовавший белореченским бронепоездом №3.
17 января 1919 года командование XI Красной Армии, в состав которой входил бронепоезд «Победа», дало указание вой-скам отходить на линию Моздок-Кизляр. Однако время было упущено. Командование армии уже потеряло руководство своими частями, которые под ударами белых откатывались в страшном беспорядке в Терскую область.
В конце января измученный непрерывными боями экипаж, ввиду невозможности дальнейшего продвижения по забитым и поврежденным путям, взорвал бронепоезд «Победа» под станцией Червленная, чтобы не отдать его врагу. Оставшиеся в живых бойцы ушли на Астрахань.

Еще раз обращаюсь к читателям: если у вас имеются хоть какие-то сведения, в том числе фотографии, дневники и воспоминания бойцов белореченских бронепоездов, другие документы, – буду признателен за возможность ознакомиться с ними, чтобы продолжить работу по увековечению памяти наших земляков.

Олег ПОСТНИКОВ.

Подготовлено по материалам:
Национальный архив Республики Адыгея, фонд 136, опись 1, дела 15 и 21; Сухоруков В.Т., «XI армия в боях на Северном Кавказе и Нижней Волге (1918-1920)», Москва, 1961 год; Врангель П.Н., «Воспоминания. 1916-1920», Вече, 2013 год; газета «Белореченская правда», №116 (3806) от 28 сентября 1957 года, №126 (3816) от 22 октября 1957 года; газета «Огни Кавказа», №58 (5367) от 20 мая 1967 года, №60 (5369) от 25 мая 1967 года, №63 (5372) от 1 июня 1967 года, №119 (7902) от 24 сентября 1977 года.

Оцените автора
Огни Кавказа