Белореченские бронепоезда. История далекая и близкая

Общество

(Продолжение. Начало можно прочесть здесь)

Бронепоезд №2 «Победа-2»

Второй белореченский бронепоезд, получивший название «Победа-2», по всей вероятности, вступил в строй летом 1918 года. Командиром его был назначен большевик Василий Максимович БЕЛОШЕНКО.
К сожалению, практически никаких сведений о составе команды, вооружении и боевых действиях данного бронепоезда найти не удалось. Исключение составляют воспоминания Максима Андреевича МАКЕЕВА, бойца из команды бронепоезда №1, в которых он сообщает, что в боях за Армавир вместе с ними «был и наш бронепоезд №2».
Впрочем, имеется еще одно упоминание о бронепоезде «Победа-2». Признанный в определенных кругах маститый белореченский краевед и историк Иван Степанович УСЕНКО в своей работе «Годы боевые», посвященной 50-летию Советской власти, пишет: «Осенью 1921 года отрядам частей особого назначения была поставлена задача: разгромить бело-зеленые банды, охватившие станицу с трех сторон «подковой», и покончить навсегда с контрреволюцией в районе станицы.
Бойцы ЧОНа при поддержке бронепоезда «Победа-2», которым командовал Георгий КАРАБУТ, перешли в решительное наступление, и в течение нескольких дней банда была наголову разгромлена».
Не исключаю, что именно так все и было, за одним весьма спорным моментом: тот самый бронепоезд №2, о котором мы ведем речь изначально, вряд ли сумел дожить до 1921 года. Причина проста – полный разгром частей красных XI и XII армий войсками генерала Виктора ПОКРОВСКОГО. Остатки большевистских армий частью были рассеяны по Чечне, частью настигнуты и вырублены севернее Кизляра. До Астрахани добрались немногие. По воспоминаниям генерала Петра ВРАНГЕЛЯ, «начиная от Моздока до станиц Наурской, Мекенской и Калиновской, на протяжении 65 верст, весь путь вдоль железной дороги был забит брошенной артиллерией и обозами вперемешку с конскими и людскими трупами».
Так что, по моему убеждению, гонять бело-зеленых в окрестностях станицы Белореченской осенью 1921 года мог кто угодно, за исключением упомянутого нами бронепоезда «Победа-2». В версию гибели как самого поезда, так и его команды вполне объяснимо ложится и практически полное отсутствие упоминаний о них у тех же самых ветеранов. Это, к сожалению, далеко не единственный случай, когда целые части и подразделения вырезались противником до последнего человека.
Пролить свет на судьбу бронепоезда №2 мог бы его командир Василий Максимович БЕЛОШЕНКО, который за время Гражданской войны был дважды ранен, но вернулся домой живым и здоровым. Долгое время ветеран проживал в х. Школьном. Однако теперь уже его не спросишь… Остается тешить себя надеждой, что вдруг его родственникам что-нибудь известно либо остались какие-нибудь личные записи Василия БЕЛОШЕНКО или другие документы, позволяющие рассказать о боевом пути экипажа…

Бронепоезд №3 «Бесстрашный борец за свободу»

Третий белореченский бронепоезд – «Бесстрашный борец за свободу» – скорее всего, был сформирован и вошел в строй в июне-июле 1918 года.
По воспоминаниям современников, бронепоезд представлял собой несколько вагонов-платформ, обшитых железом из-под цистерн. Его вооружение – три 76,2-мм полковых орудия и более десяти пулеметов. Штатная численность команды составляла 80 человек.
Формирование команды было поручено Георгию Савельевичу КАРАБУТУ, который в дальнейшем и стал командиром бронепоезда. Его помощником был назначен Лука ЖАБИН.
Первые действительно серьезные столкновения с противником команде бронепоезда пришлось вынести в боях под станцией Кавказской, к овладению которой стремились белогвардейцы в середине июля 1918 года. Участники тех событий – бывший артиллерист Иван ЧЕРКАСС-НОЗДРАТЕНКО и боец Ефим ПОСЛЕДОВ – при этом указывают на целый ряд мелких стычек с противником, которые произошли в пути возле Дондуковской, Кошехабля и Курганной.
Однако основные по своей тяжести и напряженности боевой работы события развернулись в августе-сентябре под Армавиром. Город неоднократно переходил из рук в руки. Важную роль в столкновениях обеих противоборствующих сторон играли немногочисленные бронепоезда.
В начале сентября к битве за Армавир подключились части Таманской армии. Еще 6 сентября передовые подразделения таманцев вышли на подступы к станице Курганной (ныне город Курганинск). Для борьбы с ними из Армавира в этот же день вышли два деникинских бронепоезда. Командование белогвардейского Самурского пехотного полка приняло решение совершить налёт на Курганную, чтобы под прикрытием брони разбить наступающих таманцев.
Но этим надеждам не суждено было сбыться. Путь белым бронепоездам преградил бронепоезд красноармейцев, который из-за холмов нанес неожиданный для противника удар, поддержанный кавалерией и гаубичным огнём. Белые стали отступать к станции Андрее-Дмитриевской, приготавливаясь к её обороне, однако уже 9 сентября красноармейцы взяли и ее.
Можно с достаточно большой долей вероятности утверждать, что этим красногвардейским бронепоездом, так искусно отразившим атаку белогвардейских частей, был именно наш белореченский бронепоезд № 3…
О боях непосредственно в самом Армавире позднее вспоминал ветеран Гражданской войны Иван ЧЕРКАСС-НОЗДРАТЕНКО:
«Когда Таманская армия подошла к Армавиру, мы были посланы на помощь таманцам. Наша разведка донесла, что путь свободен до самого города. Белые не ожидали нападения. Ночью тихо, без гудков, бронепоезд подошел к станции и остановился у вокзала. Белые офицеры прогуливались по перрону с дамами. Один из них подошел и спросил: «Какой части бронепоезд?».
«Бронепоезд Красной Армии!», – громко сказал КАРАБУТ и разрядил в офицера обойму. И сразу же по растерявшимся белякам ударили пушки и пулеметы. В городе поднялась паника. В это время в атаку пошли бойцы Таманской армии и быстро заняли город.
В бою особенно отличилась батарея Луки ЖАБИНА. Орудийные расчеты в основном состояли из бывших фронтовиков-артиллеристов, которые хорошо знали свое дело. Цель поражалась обычно первыми выстрелами. В числе трех орудий на поезде был установлен бомбомет, которым умело управляли наводчики Сергей РЕУТОВ и НОЗДРАТЕНКО. Они наносили большой урон вражеской пехоте и коннице.
Мужество и отвагу в первых же боях проявили братья КАРАБУТОВЫ, Дмитрий ГЛЕКОВ, Степан ГАЛУШКО, два брата МИХНЕВЫ и ряд других».
В боях под Армавиром команда бронепоезда потеряли 9 человек убитыми. Погибли Сергей ЛОМОНОСОВ, Яков КАЮШКИН, Сергей РЕВИН и другие.
В конце сентября из-под Армавира бронепоезд №3 «Бесстрашный борец за свободу» был направлен на Невинномысскую для оказания помощи кавалерийской бригаде Ивана КОЧУБЕЯ. Команда бронепоезда весьма эффективно поддержала красных конников артиллерийским и пулеметным огнем и помогла подавить контрреволюционное восстание белых.
Примерно в это же время произошла смена командования бронепоезда, вместо Георгия КАРАБУТА команду возглавил ДЕРЕВЯНЧЕНКО (имя и отчество мне, к сожалению, установить не удалось).
Дальнейший путь белореченского бронепоезда №3 лежал на Пятигорск, Кисловодск, Владикавказ.
В конце октября 1918 года на станции Богословской бронепоезд попал в окружение. Все попытки вырваться оказались безуспешными. Тогда было принято решение снять с платформ все оружие, а поезд взорвать. Со слезами на глазах бойцы уходили в Ставрополь. Там вся команда бронепоезда влилась во 2-й Белореченский полк…
Бывший командир бронепоезда Георгий Савельевич КАРАБУТ закончил Гражданскую войну в должности начальника команды связи 1-го Кубанского конного полка 4-й кавалерийской бригады 33-й дивизии. В апреле 1920 года, будучи в краткосрочном отпуске, решением станичного Ревкома был назначен военным комендантом станицы Белореченской. Однако командованием дивизии в адрес Ревкома было направлено указание о недопустимости отсутствия военнослужащего в своей воинской части в военное время, в связи с чем потребовало направить Георгия КАРАБУТА обратно в полк.
Из состава команд белореченских бронепоездов, согласно сведениям совета ветеранов Белореченского района, после войны в нашем городе проживали Яков Кузьмич АБЕЗНЫЙ (пулеметчик бронепоезда №1), Егор Семенович ПОСПЕЛОВ (орудийный мастер бронепоезда №3), Иван Григорьевич РАДЧЕНКО (пулеметчик бронепоезда №1) и Илья Иванович СЕРЕДА (пулеметчик бронепоезда №3).
Еще раз обращаюсь к читателям: если у вас имеются хоть какие-то сведения, в том числе фотографии, дневники и воспоминания бойцов белореченских бронепоездов, другие документы, – буду признателен за возможность ознакомиться с ними, чтобы продолжить работу по увековечению памяти наших земляков.
Олег ПОСТНИКОВ.

Подготовлено по материалам: Национальный архив Республики Адыгея, фонд 136, опись 1, дела 15 и 21; Сухоруков В.Т., «XI армия в боях на Северном Кавказе и Нижней Волге (1918-1920)», Москва, 1961 год; Врангель П.Н., «Воспоминания. 1916-1920», Вече, 2013 год; газета «Белореченская правда», №116 (3806) от 28 сентября 1957 года, №126 (3816) от 22 октября 1957 года; газета «Огни Кавказа», №58 (5367) от 20 мая 1967 года, №60 (5369) от 25 мая 1967 года, №63 (5372) от 1 июня 1967 года, №119 (7902) от 24 сентября 1977 года.

Оцените автора
Огни Кавказа