Как часто таланты и способности человека бывают настолько глубоко спрятаны, что живёт он и за ежедневной рутиной о них даже не догадывается. Белореченцу Роману Романычеву повезло – любимое дело ему помогли найти неравнодушные люди, а поддержку в развитии бизнеса оказало государство.
Роман Александрович – глава семьи с тремя детьми, причём один из них инвалид детства. В такой ситуации крутиться приходится, как белка в колесе. Но Роман умудряется выкроить время на хобби, которым стала охота. Это увлечение и свело его с Анатолием Редичкиным. А тот настоятельно рекомендовал молодому товарищу заняться пчеловодством и пообещал помощь в постижении премудростей нового занятия.
– Всегда с уважением отношусь к человеку, у которого спина от трудового пота мокрая. Роман именно такой. И природу любит. Это как раз то, что нужно, – пояснил Анатолий Викторович.
Три года он обучал, помогал, делился собственным богатым опытом с начинающим пасечником. Пчеловодство – деятельность, требующая немалых затрат, как трудовых, так и материальных. За это время Роман, конечно, обзавёлся кой-какими средствами производства. Но для самостоятельного «плавания» без стартапа не обойтись. Наставник посоветовал обратиться в управление сельского хозяйства.
Соцконтракт как вариант стартапа
Специалисты управления внимательно выслушали начинающего агрария, вместе с ним рассмотрели все программы господдержки, действующие в настоящее время. Подобрали наиболее подходящую для него – социальный контракт. Познакомили со специалистом управления социальной защиты населения, через которое осуществляется выплата субсидии по договору. Главная цель такой субсидии – помочь человеку выйти на самообеспечение. А обязанность заключившего договор – за год действия соцконтракта оформить самозанятость и увеличить доход за счёт реализации получаемой в личном подсобном хозяйстве сельхозпродукции.
Роман Александрович на полученные по социальному контракту 100 тысяч рублей приобрёл пчелосемьи, о чём отчитался по всем правилам перед УСЗН, и теперь проводит на пасеке свой первый самостоятельный сезон.
Кстати, с 1 июля текущего года согласно изменениям, внесённым в государственную программу «Социальная поддержка граждан», единовременные выплаты по социальному контракту увеличились на 100 тысяч рублей, то есть теперь на развитие своего дела или личного подсобного хозяйства можно получить 200 тысяч рублей. А индивидуальные предприниматели могут получить не 250 тысяч рублей, а 350 тысяч рублей.
Есть пасека – санаторий не нужен
Роман Александрович охотно согласился показать нам свою пасеку.
– Для меня поездка на пасеку – большое удовольствие, – признался он. – К сожалению, не могу проводить там столько времени, сколько хотелось бы. Даже завидую сторожам пасек: в сезон они круглыми сутками на природе, в цветущих лесах, полях и в горах…
А ещё жизнь рядом с пчёлами, по его мнению, лучше любого санатория. Ведь в пчеловодстве всё целебно. Не говоря уже о главном продукте пчеловодства – мёде. Растения отдают всё самое лучшее своим летающим помощницам, которые опыляют их во время цветения, – сладкий ароматный нектар, пыльцу. Золотые труженицы эти дары перерабатывают, усиливая их полезность в десятки раз. У пчёл всё целебно для человека, даже их вредители, например, огнёвка – восковая моль (спиртовая настойка огнёвки укрепляет иммунитет), и даже погибшая пчела служит нашему здоровью. В народной медицине хорошо известны настойки из пчелиного подмора. А пчелиный яд (пчела отдаёт его вместе с жизнью) входит в состав многих лекарственных средств. В медицине есть целый раздел, где в препаратах с приставкой «апи» используются натуральный пчелиный воск, прополис, перга, маточное молочко… Набирают популярность среди натуропатов специальные апидомики, в которых люди отдыхают и набираются здоровья.
– Когда у меня бывает возможность, я ночую здесь, – Роман Александрович показал крошечный деревянный дом пасечника, установленный на прицепе рядом с ульями. – Я выбрал именно его, потому что он сделан по типу апидомика. Помню, первый раз в нём переночевал и понял, что выспался как никогда. Тут сделаны специальные отверстия, через которые слышно, как пчёлы жужжат. Они работают всю ночь, крыльями вентилируют соты, выгоняют лишнюю влагу из мёда. Этот ровный гул действует успокаивающе, лучше любой музыки. Запахи мёда, воска тоже расслабляют нервную систему.
О жизни пчёл вместо сказок
– Открывая улей, я окунаюсь в другой мир, – признался пчеловод. – У пчёл всё продуманно, рационально. Все обязанности в семье чётко расписаны и выполняются. На «молодёжи» – уборка в улье, «взрослые» делятся на лётных, охранниц, слуг матки. Матка – центр семьи. Её кормят, за нею ухаживают, но могут и выгнать, если вдруг перестала справляться со своей главной задачей – откладыванием яиц. Пчелиная семья состоит в основном из пчёл-самок. Есть трутни – пчёлы мужского пола, но их немного, и тех осенью изгоняют. Я не раз наблюдал, как это происходит. Они сидят на прилётках и плачут, просят: «Пустите нас обратно, мы кушать хотим. Мы ещё пригодимся…». А охранницы отвечают: «Нет, мы не будем вас кормить. Весной других заведём».
Слушая рассказы Романа Александровича о семейных традициях крылатой живности, веришь, что именно такой диалог и происходит между жестокими хозяйками с незадачливыми «альфонсами». Сам пчеловод уверен, что они его тоже понимают, даже настроение чувствуют.
– Подходите, не бойтесь, – успокаивает он нас, заметив нерешительность, – у меня добрые пчёлы. Хотя бывает, что и меня встречают без радости. Обычно в конце сезона. Открываю улей, а они как стаффордширы, кажется, вот-вот набросятся. Я им: «Девочки! Да вы что? Я же вас голодными не оставлю». Успокаиваются. Вообще-то, пчёлам без человека было бы гораздо лучше. Разве нужно было бы им столько трудиться, чтобы себя пропитанием обеспечить?
Хотя человек, который любит не только мёд, но и тех, кто его добывает, тоже старается облегчить жизнь крылатых тружениц. Роман Александрович, например, приобрёл земельный участок, окружённый лесом, для размещения пасеки на зимовку, чтобы в соответствии с законодательством не создавать опасную ситуацию для соседей. У него современные ульи из пенополистирола, в которых пчёлам комфортно: тепло и нет щелей. Над летками он приделал планки, раскрашенные в разные цвета.
– Это моё ноу-хау, – пояснил он, – чтобы пчёлы легче ориентировались и сразу летели в свой дом, а не попадали в соседний улей, где чужака могут встретить вовсе не гостеприимно. Внешне ульи-то одинаковые.
Профилактические обработки от заболеваний и вредителей – святая обязанность хозяина пасеки. Удобные поилки со свежей водой в летний жаркий день – это тоже забота о пчёлах. Всех дел пчеловода, направленных на благополучие пчелосемей, не перечислить.
– Людям обычно хочется, чтобы их дело было продолжено. У вас есть кому передать свою любовь и увлечение? – спрашиваем у Романа Романычева.
– К сожалению, сын у нас – инвалид. А дочери… Хотя, младшая интерес проявляет, с радостью едет со мной на пасеку. Есть у меня заветная мечта, что она пойдёт в ветеринарию.
Если отец ей рассказывает о пчёлах так же интересно и образно, как нам, то девочке никакие сказки не нужны. И умницы-пчёлки ей, наверняка, ближе и понятнее, чем, прямо скажем, нереальные герои современных мультиков. Есть надежда, что природа с подачи отца девочке с чутким сердцем обязательно подскажет, какое дело в жизни выбрать.
Любовь КАЛИНИНА.
Фото Вячеслава БАРАШИХИНА.