Что нужно знать, отправляясь в магазин

Общество

У кассира не оказалось сдачи, охранник не пускает в торговый зал с сумкой, цена товара не соответствует ценнику… Как правильно действовать в этих и других ситуациях?

Ответ можно найти в законе «О защите прав потребителя» и других нормативно-правовых актах, регулирующих правила торговли.

Сегодня специалисты Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Белореченского филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Краснодарском крае» дадут ответ на ряд вопросов.

Обязательно ли сдавать вещи в камеру хранения?

Крупные супермаркеты и гипермаркеты любят устанавливать на входе в торговый зал камеру хранения, куда покупатели могут сдать свои пакеты и сумки. 

Еще несколько лет назад охранники строго следили за тем, чтобы никто не проносил в магазин «ручную кладь». Сегодня такие ситуации встречаются реже. Тем не менее, полезно знать, что камера хранения – дело добровольное (ст. 421 ГК РФ), а требования охранников оставить в ней вещи не имеют законной силы. 

Кроме того, отказать покупателю зайти в магазин и совершить покупку на том основании, что у него при себе сумка, пакет или рюкзак, нельзя в силу публичности договора розничной купли-продажи (ст. 426 ГК РФ).

Если же покупатель добровольно решил сдать вещи в камеру хранения, то он также должен знать, что хранитель (в данном случае администрация магазина) несет полную ответственность за эти вещи (ст. 901 ГК РФ), даже если на самой камере хранения висит объявление об обратном, как это обычно бывает.

Что делать, если цена не соответствует ценнику?

Часто покупатели, оплачивая товар, с удивлением узнают, что его цена выше, чем это обозначено на ценнике. 

Продавцы могут найти этому самые разные объяснения. Однако покупатель вправе требовать продать ему товар по цене, указанной на ценнике, потому что это публичное предложение, изменить которое магазин не вправе. Кроме того, в силу ст. 10, 12 закона РФ «О защите прав потребителей» магазин обязан предоставлять информацию о цене товара – ценник в данном случае является средством информирования. Словом, покупатель вправе подать жалобу в Роспотребнадзор с просьбой привлечь магазин к административной ответственности по ст. 14.8 КоАП РФ.

Что делать, если кассир не принимает рваную купюру?

Еще одна распространенная ситуация – отказ продавца принять к расчету рваную, грязную или мятую купюру. 

Чтобы определить ее платежеспособность, необходимо обратиться к Указаниям Банка России от 26 декабря 2006 г. № 1778-У, в которых говорится, что к наличному обороту принимаются банкноты со следующим перечнем дефектов: грязные, изношенные, надорванные, потертые, продырявленные, проколотые, исписанные, а также банкноты, утратившие углы и края, с пятнами и следами посторонних штампов. Монеты могут иметь мелкие механические повреждения.

В случае более сильных повреждений расплатиться купюрой будет нельзя, зато можно обменять в банке на новую. Главное, чтобы на ней не было признаков подделки. Банк примет купюру для обмена, если она сохранила не менее 55% площади, пусть даже эти 55% состоят из склеенных фрагментов, но, безусловно, принадлежащих одной купюре.

Обменять можно и купюру, склеенную из двух фрагментов разных купюр одного номинала – для этого каждый фрагмент должен занимать не менее 50% первоначальной площади.

Чтобы обменять в банке монету (даже сплющенную, погнутую и оплавленную), она должна сохранить 75% первоначальной массы.

Если же Ваши права все-таки нарушены и ущемлены, в Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Белореченского филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Краснодарском крае» Вам окажут помощь в правовом урегулировании вопроса потребительского законодательства. Консультационный пункт для потребителей находится по адресу: г. Белореченск, ул. Красная, 27, каб. № 1 (2-й этаж), телефон 8 (861-55) 3-35-98. 

Время консультирования с 10.00 до 16.00 с понедельника по пятницу. Консультации проводятся бесплатно. 

 

Оцените автора
Огни Кавказа