Достучаться до каждого

Чужой беды не бывает

1 декабря органы системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних нашего района совместно с сотрудниками отдела надзорной деятельности Белореченского района Главного управления МЧС России по Краснодарскому краю начали рейды по семьям, состоящим на всех видах учета.

Цель – повышение эффективности профилактической работы, обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, профилактика травматизма, гибели несовершеннолетних, предупреждение случаев возникновения пожаров, исполнение постановления главы Белореченского района № 2839 «О принятии дополнительных мер по обеспечению безопасности отдельных категорий семей, имеющих несовершеннолетних детей». Корреспонденты «ОК» побывали в одном из таких рейдов.  

В тот день члены межведомственной рабочей группы посетили около десяти белореченских семей, находящихся в сложной жизненной ситуации. Они интересовались условиями проживания детей и взрослых, их занятостью, безопасностью жизни. Каждому «подопечному» вручали памятки о мерах противопожарной безопасности и ответственности за жестокое обращение с детьми. 

– Наша задача – обеспечить безопасность отдельных категорий семей, в которых воспитываются несовершеннолетние, помочь им пережить зимние холода, убедиться, что детям никто и ничто не угрожает, что в домах тепло (при печном отоплении – есть запасы дров), хватает средств на продукты питания, что дети обуты и одеты, – пояснила нам руководитель рейдовой группы психолог отделения профилактики семейного неблагополучия Белореченского комплексного центра социального обслуживания населения Евгения Вапельник. 

Главное – вовремя остановиться 

По первому же адресу, который мы посетили, проживает вполне благополучная семья. Муж трудится. Жена – в декретном отпуске по уходу за ребенком. Уже два года супруги снимают квартиру в одной из белореченских многоэтажек с намерением ее дальнейшего выкупа. 

По словам женщины, ее старший сын, 12-летний Кирилл, живет с бабушкой в одном из сельских поселений. Там же мальчик ходит в школу, занимается спортом, поет в хоре. Младший, полуторагодовалый Роман, конечно, с родителями. 

30-летняя Тамара – заботливая и любящая мама. В комнатах чистота, на кухне порядок. Малыш упитанный, спокойный, жизнерадостный. У него много игрушек. 

На сегодняшний день Николай – единственный добытчик в семье. При этом семейный бюджет составляет 40–45 тысяч в месяц. 

Так как Тамара ушла в декрет безработной, члены рейдовой группы предложили ей контактные телефоны Центра занятости, который проводит бесплатное обучение мам, находящихся в отпуске по уходу за ребенком. Тамара взяла буклет с благодарностью. А вот от памятки о жестоком обращении с детьми наотрез отказалась.

– Зачем тогда детей рожать? Чтобы их бить? – резонно заявила женщина.  

И самым ярким доказательством материнской любви стала открытая, искренняя улыбка малыша, который был у Тамары на руках.

Позже все же выяснилась причина постановки этой семьи на учет. Николай несколько лет злоупотреблял алкоголем. Начались неприятности на работе, в семье. Тамара поставила условие: или лечишься, или расходимся. Николай закодировался, сменил место работы. В общем, вовремя остановился. Тем самым сохранил себя и семью.

– Мы еще разберемся по поводу правомерности постановки на учет, – прощаясь с гостями, возмутилась любящая женщина. 

Когда мама в «розыске»

А вот 35-летнему Сергею с супругой не повезло. Она бросила двух детей на него и свекровь и уже много лет не интересуется их жизнью. 

– Невестка в розыске, – съязвила 72-летняя Анна Степановна.  

Они с сыном давно уже махнули рукой не беспутную мать. Рассчитывают только на себя, на зарплату Сергея и пенсию бабушки. 

Старший внук Анны Степановны 8-летний Данил учится во втором классе одной из белореченских школ. А вот младшая внучка 7-летняя Катя пока дома. В будущем году девочка пойдет в первый класс. Глядя на малышку, вопрос, почему не пошла в этом, растворился сам собой – семья бедствует. 

Мы обратили внимание на то, что бабушка постоянно кашляет.

– У меня астма, – пояснила Анна Степановна.  

А еще у 72-летней бабушки только одна действующая рука. Но Анна Степановна изо всех сил старается управляться по дому, пока сын на работе. Правда, не получается у нее, хоть плачь… Да, в доме есть продукты: в сетках на полу стоит лук, в ящике – картошка. Но вокруг антисанитария. 

Достучаться до каждого

Видно, что и отец Данила и Кати бьется как рыба об лед: к старенькому дому уже пристроил кухню. И останавливаться на этом хозяин, похоже, не собирается. Во дворе лежит гора щебня…

Несмотря на наличие земельного участка, заниматься им некому. В этой семье как воздуха не хватает заботливой женской руки.  

Маленькая Катюша одета небрежно: старая растянутая кофточка, колготки задом-наперед, на ногах – шлепанцы. 

– Бабушка, картошка сварилась, – доложила девочка.

– Выключай!

Достучаться до каждого

Пока члены рейдовой группы беседовали с бабушкой, в дом вбежали маленькие щенки. Штук восемь. А вот матери малышей видно не было. Бродит где-то? Голодные кутята тут же бросились в поисках еды. И ведь нашли что-то… В кухне на полу стояла грязная посуда, пакеты с очистками, банки с краской… Чего там только не было! Глядя, как дрожащие грязные щенки жадно хватают все съестное, невольно закралась мысль: у животных все как у людей.

Достучаться до каждого 

А что с нее взять? 

К сожалению, похожая ситуация сложилась еще в одной белореченской семье. Но в ней, слава Богу, все взрослые здоровы. Здесь бабушка с сыном и тремя внуками живут в 4-комнатной квартире. После того как члены рейдовой группы позвонили в дверь и представились, их не впустили, а предложили подождать бабушку, которая вот-вот вернется из магазина. 

Мы ждали. А в квартире в это время кто-то энергично принялся за уборку: послышались торопливые шаги, зашаркал по полу веник… 

Наконец, пришла бабушка, 62-летняя Татьяна Федоровна, вполне интеллигентная женщина. Узнав о цели визита, она пригласила войти. 

В квартире были ее 30-летняя дочь, приехавшая из Сочи, и 8-летний внук Родион.  

Несмотря на старания домочадцев, навести порядок им не удалось. В квартире было грязно. В самой большой комнате со стен сорваны обои, на полу – старый пыльный линолеум. На диване – гора детской одежды серого цвета. В детской кроватке – рваное постельное белье.

– Здесь сын ремонт будет делать, – заметив наши взгляды, сказала бабушка. – А белье все чистенькое, вчера только заменила. – У нас и машинка стиральная есть, и компьютер, и телефоны…

На кухне действительно стояла машинка. Но горы грязной посуды в мойке и на столе красноречиво говорили о неряшливости хозяев. К одному коридорному шкафу двери были приставлены, у второго дверной проем завешен старым покрывалом. 

– Бабушка с сыном пьют, – пояснил участковый полиции.  

– Сын пьет редко, – стала на защиту Татьяна Федоровна. – У него же трое детей! Работать надо. Невестка с нами не живет. Слоняется по автомойкам где-то…

Понятно, что тяжело. По словам бабушки, до недавнего времени общий семейный бюджет составлял чуть более 20 тысяч рублей. С этого месяца она, наконец, будет получать еще и опекунские на внуков. Но порядок-то в квартире навести можно? Вымыть полы, стереть пыль, снять с потомка паутину… На это денег не надо. Нужно лишь желание…

Елена ПРИХОДЬКО. Фото автора.

 За 11 месяцев 2015 года в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав Белореченского района поступило на рассмотрение 443 дела об административных правонарушениях, что на 158 дел больше того же периода минувшего года (в 2014 году – 285 дел).  

В отношении несовершеннолетних в комиссию поступило всего 237  дел, что составляет 55% от общего числа поступивших дел. В отношении родителей в комиссию поступило 193 протокола, или 40,2% от общего числа дел, в отношении иных лиц – 11 дел (4,8 %).  

Из числа поступивших на рассмотрение протоколов было рассмотрено 426 дел, из них прекращено 67 (за аналогичный период 2014 года – 50). Количество прекращенных материалов составляет 28% от общего числа поступивших на рассмотрение.

В соответствии с законодательством в связи с неправильным оформлением и неполнотой предоставленных административных материалов за 11 месяцев 2015 года в ОМВД России по Белореченскому району было направлено на доработку 57 протоколов, которые позже вернулись на рассмотрение в комиссию. 

В связи с отсутствием состава преступлений было прекращено 17 дел, составленных в отношении родителей (в 2014 году – 12) и 5 дел – в отношении несовершеннолетних. 

 

 

 

Оцените автора
Огни Кавказа