«…если человек не собака…» — читаем ваши письма

Общество

Собака – друг человека, если человек не собака

Закончился год Собаки, который согласно восточному календарю отмечается у разных народов в разные дни даже в течение одного года. Новый год приходит к нам то по китайскому, то по тайскому календарю и соответствует одному из 12 животных. Такая неразбериха! Ещё каких-то лет двадцать назад, может быть чуть больше, россияне и понятия не имели о том, какому году соответствует символ какого животного.

Мы с раннего детства с любопытством глядели на ночное небо, наблюдая за летящими звёздами, загадывали желания, мечтали о том, что они обязательно сбудутся, и не верили ни в какие символы восточного календаря. А теперь по рекомендациям этих календарей даже блюда и убранство новогоднего стола, наряды в новогоднюю ночь должны соответствовать символу года, от этого якобы в будущем зависит удача и счастье каждого из нас.

Особенно преуспевает в этом коммерция: в каждом доме накопилось множество различных сувениров в виде этих символических овечек, петухов, собачек, хрюшек и прочего. Астрологи советуют, когда жениться, когда стричься, когда начинать бизнес, какого ребёнка с каким посадить за партой в классе согласно знакам зодиака для успешного обучения. Проходит время, меняются взгляды, привычки, и мы, легко поддавшись этим советам, надеемся, что сбудутся наши мечты и чаяния, если будем следовать восточным гороскопам.

Закончился год Собаки. Что он нам принёс, трудно сразу вспомнить. Что рекомендовалось? Сбылись ли те предсказания?

Поддавшись воспоминаниям, захотелось развить мысль, заложенную в моих словах, вынесенных в заголовок: «Собака – друг человека, если человек не собака», и рассказать о своей собаке, которая действительно была нашим другом.

В 1994 году, как раз в год Собаки, в нашем доме появился крошечный щенок. Дали ему кличку Тяпа (в тот период по телевизору частенько показывали прекрасный, душевный детский мультфильм о пёсике с такой же кличкой). Жизнь нашего Тяпы началась с печальных событий… Весенним днём, на второй день после своего рождения, вместе с двумя своими братьями он осиротел. Кто-то из прохожих бросил камень в их мать – любимицу всего двора, оберегавшую появившихся накануне на свет малышей. Детвора во дворе в течение нескольких дней пыталась подкормить слепых и беспомощных щенят, но никакая еда не помогла, один за другим двое умерли, остался только один, самый сильный. Прибежал мой сын, со слезами на глазах упросил взять щенка в квартиру. Согласилась. Сколько было сложностей с ним: кормить, поить из соски, выгуливать по нескольку раз в день, лечить, когда он болел!

Через некоторое время из маленького пушистого комочка невзрачный щеночек превратился в небольшого, красивого, умного пса: веером поднимавшийся хвост, белая пушистая шерсть, только окаймление одного глаза и мордочки было чёрным. Когда вместе с нами он появлялся в незнакомом месте, его сразу окружали зеваки, никто не мог пройти равнодушно мимо пса с такой необычной внешностью, умные глаза и чёрно-белая мордочка останавливали всех. Прохожие, увидев собачку, не спрашивали у нас, как его зовут, со всех сторон слышалось: «Эй, одноглазый капитан, адмирал Нельсон, пират, Белый Бим, чёрное ухо, Черномырдин» и много других кличек. И никто ни разу не назвал его (как это часто бывает при встрече с незнакомыми собаками) обыденным, привычным Тузиком, Шариком или Бобиком. А он оставался просто добрым, умным, реагирующим только на своё имя Тяпа.

Собака выполняла многие команды: становилась на задние лапы, ложилась и вставала по команде, выполняла и просьбы: Тяпа, протри глазки, подними ушки, дай лапку. Она «пела», подвывая в такт музыкальным звукам, издаваемым губной гармошкой. Реагируя на команду: «поехали на дачу», быстро вскакивала в открытую дверь машины и усаживалась на переднее сиденье. В летний период при поездке на море ложилась в машине на коврик и мужественно переносила все тяготы путешествия, связанные с неудобствами, жарой и жаждой.

Тяпа прожил с нами больше 16 лет. В конце жизни он изменился: не стало той прыти, лоска, почти не слышался заливистый лай, уже не так пушисто развевался хвост, но он по-прежнему был добр, умён и предан. Он всегда жил в квартире (в лоджии), его никогда не сажали на цепь, не водили на поводке. Это свободное, очень аккуратное, умнейшее животное всегда откликалось на доброту и ласку, вероятно, помня о том, кто его спас от неминуемой гибели, платя нам своей любовью.

Наверное, не случайно мне тогда пришла в голову эта мысль: собака – друг человека, если человек не собака.

Тяпы уже нет. Жалко, потеряли друга.

Людмила КОМОЛЕВА.

Оцените автора
Огни Кавказа