25 октября – День работника автомобильного транспорта
В ближайшие выходные работники автомобильного транспорта отметят свой профессиональный праздник, в их числе и предприятие ООО «ТОН» – основной пассажироперевозчик Белореченского района.
В преддверии Дня работника автомобильного транспорта мы встретились с руководителем и основателем пассажирского предприятия Филиппом Кондратом, чтобы узнать, с каким настроением здесь будут встречать очередную праздничную дату.
– Филипп Адамович, этот год для ООО «ТОН» – юбилейный, в марте ему исполнилось 10 лет. В 2005 году предприятие, полное название которого «Транспортное обслуживание населения», было зарегистрировано и начало свою деятельность. Какие изменения произошли с предприятием за эти годы?
– Изменилось многое. Начинали мы свою деятельность с одного маршрута и с одной «Газели». Сегодня у нас в коллективе 136 человек, обслуживаем мы 23 маршрута: 5 – в городе и 18 – в девяти сельских поселениях, имеем 68 автотранспортных средств разной вместимости. Только за текущий год приобрели 5 автобусов, в том числе 3 автобуса «Газель Next», которые дешевле по стоимости и в обслуживании импортных автобусов такого класса, но не уступают им ни в техническом плане, ни по комфортности. В перспективе планируем делать ставку именно на «Газель Next», которая за 8 месяцев ее эксплуатации положительно себя зарекомендовала.
Возвращаясь к наших сегодняшним показателям, отмечу, что за 9 месяцев текущего года автобусы ООО «ТОН» проехали 3 млн 347 тыс. 832 километра и перевезли 1 млн 306 тыс. пассажиров.
– Обновление и пополнение автобусного парка – это чрезвычайно важная составляющая деятельности любого предприятия, осуществляющего пассажирские перевозки, особенно в сегодняшних условиях, когда никакой государственной поддержки таким предприятиям не оказывается. А новые автобусы – это и безопасность людей, и улучшение качества обслуживания пассажиров. Но человеческий потенциал еще более ценный ресурс пассажирского предприятия, как Вы считаете?
– Полностью согласен, и более того, скажу, что в ООО «ТОН» работают самые лучшие люди. По-другому быть не может.
Пассажирское автотранспортное предприятие в жизнедеятельности района и его жителей, которые ежедневно пользуются его услугами, играет большую роль. Тысячи людей нам ежедневно доверяют свои жизни. Это огромная ответственность.
Мы пережили разные этапы становления и развития коллектива, и сегодня он у нас стабильный, в каждом я уверен. Случайные люди ушли, кто себя скомпрометировал, подводил коллектив – уволены…
Большая часть коллектива предприятия – опытные водители и специалисты, люди «серьезного» возраста. Многие из них пришли к нам из ПАТП, которое по праву считалось кузницей кадров. И я им всем благодарен, так как в них есть трудовая закалка, ответственное отношение к работе, понимание требований, которые предъявляются к тем, кому доверены жизни людей. Но опытные кадры – это и наша проблема. В коллективе практически нет молодежи: 23% водителей – это люди до 40 лет, 23% – от 40 до 50 лет, 53% – старше 50 лет. Это сигнал к тому, что нужно готовить смену, чем мы сегодня совместно с Центром занятости населения и стараемся заниматься.
– О проблемах с молодыми кадрами говорят многие руководители предприятий. Как Вы считаете, почему молодежь не спешит к вам трудоустраиваться водителями? Может, нет условий для работы, или мало платите?
– Думаю, причина совсем не в этом. Что касается заработной платы, то мы все стараемся работать открыто и честно по отношению друг к другу. Я уже 30 лет работаю в транспортной отрасли, из которых 21 год – в ПАТП, прекрасно знаю все уловки и водительские хитрости, разбираюсь в нюансах организации процесса перевозки пассажиров. Прекрасно сознаю и то, что за каждым сотрудником предприятия стоят еще два-три члена семьи, которых надо обеспечивать, содержать. Понимаю также и стараюсь объяснить это каждому, кто приходит устраиваться на работу, что если мы все не будем беспокоиться о жизнедеятельности предприятия, прилагать совместные усилия для его развития, а будем думать каждый только про свой карман, то предприятия не будет. Но тогда и работать будет негде.
Если обратиться к цифрам, то, несмотря на экономические проблемы в стране, мы стараемся зарплату держать на уровне: в 2014 году, например, по сравнению с 2013 годом заработная плата у нас выросла на 12%, в 2015 году по сравнению с 2014 годом – на 6,5%.
Стараемся создавать на предприятии и условия для работы. На территории разваленной автоколонны, куда мы пришли в 2005 году, установили свою электроподстанцию, отремонтировали здания, построили боксы для ремонта автобусов. Сегодня продолжаем благоустраивать имеющиеся у нас помещения, территорию, обновлять материально-техническую базу. Есть планы по газификации предприятия, строительству собственного зала, где все могли бы собираться на праздник, торжественное мероприятие. Для меня, как руководителя и человека, немаловажно, в каких условиях трудятся люди.
А почему молодежь не идет? Так ее вообще на производствах не видно. Молодежь у нас в большинстве своем хорошая, но не приучена работать изо дня в день. К тому же пассажирские перевозки – это очень трудная работа. Водителям приходится рано вставать (первый автобус выходит из ворот предприятия в 5 утра), поздно возвращаться домой (с маршрута они приезжают после 22 часов), работать по выходным и в праздничные дни, проходить ежедневный жесткий медицинский контроль. А колоссальное моральное напряжение, которое испытывают наши водители, неся ответственность за жизнь людей?!
– Пассажирское автотранспортное предприятие – это ведь не только водители автобусов. От кого еще зависит безопасность и качество пассажироперевозок?
– Безопасность наших пассажиров и качество их обслуживания зависят от каждого, кто работает на предприятии: и от инженера по безопасности дорожного движения, и от медицинских сотрудников, которые проводят предрейсовый медосмотр, от механиков и слесарей, о которых нельзя не сказать, не похвалить их. Иван Сальков и Алексей Гричаниченко, например, еще молодые ребята-слесари, которым немногим больше 20 лет, но они уже неплохие специалисты, старательные и трудолюбивые.
Огромный объем работы выполняют и наши диспетчеры Лариса Цинцадзе и Зинаида Рузгус. На них лежит высочайшая ответственность. Они планируют ежедневную работу водителей с учетом обслуживаемых ими маршрутов, временных нормативов труда и отдыха, выпускают автобусы на линию, в случае форс-мажорных обстоятельств оперативно корректируют работу автопарка, принимают путевые документы, выручку и многое другое. Через них проходит огромный поток информации, они все и всех должны знать. Наши диспетчеры, конечно, опытные и со стажем, но это ничуть не умаляет их заслуг.
– Филипп Адамович, Вы давно работаете в транспортной отрасли: в ПАТП начинали с мастера, теперь руководите предприятием. И что на протяжении всего этого времени для вас остается главным в работе? – Безопасность людей – вот главный критерий работы автотранспортного предприятия. Так научили меня еще в ПАТП, данному принципу я следую всю свою профессиональную жизнь, эту мысль вкладываю и в умы работников ООО «ТОН». Экономика, конечно, нужная и важная составляющая успеха предприятия, однако с жизнью и здоровьем людей она не сравнится. Зная, что все работники предприятия это понимают и нацелены на обеспечение безопасности пассажиров, руководителю можно оставаться спокойным. За 10 лет работы предприятия ООО «ТОН» по нашей вине не было совершено ни одного транспортного происшествия, тем более с пострадавшими (постучу по дереву). Вот это главное.
– Тогда, пользуясь случаем, пожелаем Вам, чтобы так всегда и было. И с праздником – Днем работника автомобильного транспорта Вас, весь Ваш коллектив и всех профессионалов и любителей автомобильного транспорта.
Всего пассажирские перевозки по маршрутам регулярного автобусного сообщения в районе осуществляют три предприятия – ООО фирма «Елизавета», ООО «ТОН» и ООО «Чайка».
Автопарк предприятий пассажирского транспорта насчитывает 149 автобусов.
Существующая маршрутная сеть района включает в себя 13 городских и 28 пригородных маршрутов регулярного сообщения общей протяженностью 933,1 км. Протяженность улиц и дорог, по которым проходят маршруты пассажирского транспорта регулярного сообщения, составляет 1560 км.
На обслуживаемых городских и пригородных маршрутах обеспечивается перевозка льготных категорий пассажиров, социальная поддержка которых отнесена к федеральным и краевым полномочиям.
Фото Сергея МАРТЫНОВА.