Филькина грамота, а не расписание

Общество

Людям, имеющим личный транспорт, и невдомек, что те, кто его не имеет, нередко сталкиваются с мелкими, на первый взгляд, проблемами, которые добавляют ненужные трудности. А ведь их не только можно, но и должно избегать. 

Несколько звонков в редакцию и общение с «безлошадными» белореченцами подтолкнули к более детальному изучению вопроса, касающегося расписания движения общественного пассажирского транспорта в нашем районе.  

Неудавшаяся рыбалка

Начали с пригородного транспорта, так как захотели лично удостовериться в правдивости рассказанной одним из жителей города истории. А дело обстояло, по его словам, так. Свой выходной день он решил посвятить любимому многими мужчинами занятию: посидеть на берегу с удочкой. Заблаговременно на автостанции посмотрел расписание пригородных автобусов до станицы Рязанской, с вечера приготовил снасти, а с утра, лишь заря занялась, пришел на вокзал. В назначенное время автобус к посадочной площадке не подали. Не пришел он и спустя час, и спустя два его не было тоже… Итог: сорвавшаяся рыбалка, испорченные выходные и отвратительное настроение на несколько последующих дней. А ведь всего этого могло не быть, если бы расписание соответствовало действительности. 

Не верь глазам своим

Мы побывали на автостанции в пятницу, 19 июня, в начале девятого утра, нашли расписание пригородных маршрутов, изучили его, в том числе и расписание маршрутов № 109 и 109 «А», следующих в станицу Рязанскую. Чтобы узнать, действующее оно или нет, обратились к диспетчеру на самой автостанции, так как больше обращаться было не к кому.  

– Наверное, да, раз висит, а мы не имеем отношения к пригородным автобусам, – пояснила нам из-за окошка диспетчер, а потом добавила, – здесь вам никто и не подскажет этого. 

Вернулись к расписанию. По счастливой или какой уж там случайности, напротив, на посадочной площадке, в это время стоял автобус «Белореченск  Рязанская». Спросили у водителя, по этому ли расписанию он работает? Он ответил, но очень нелюбезно, что уже лет пять это расписание не обновлялось. А потом разнервничался, стал покрикивать на нас, делая попытки достать и показать нам свое расписание, дескать, у меня вот оно, при себе. Попытались сказать, что мы, собственно, без претензий к нему, объяснить, что графики движения в автобусе – это для водителя и пассажиров, уже севших в транспортное средство, а людям, приезжающим или приходящим на вокзал, узнать-то расписание движения автобусов и негде. Бесполезный получился разговор. Слышать нас он и не собирался, а все повторял, чтобы мы шли в администрацию, с них и спрашивали. 

Кто за что отвечает – регламентирует Закон

В этом вопросе водитель был абсолютно прав. В соответствии с федеральным законодательством (ФЗ №257 «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ») размещение расписаний движения общественного транспорта и другие полномочия в области использования автомобильных дорог местного значения и осуществления дорожной деятельности относятся к компетенции органов исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления. А согласно Национальному стандарту РФ к элементам обустройства автомобильных дорог относятся комплексы зданий, остановки общественного транспорта и другие сооружения обслуживания движения. 

Перевозчикам принадлежат только их автобусы. И свою обязанность по предоставлению пассажирам информации о движении автобусов они выполняют путем размещения ее в салонах принадлежащих им транспортных средств. 

Когда придет автобус, знают только завсегдатаи 

На остановке по улице Мира, напротив торговой галереи, мы тоже нашли расписание нескольких пригородных маршрутов. Однако практически сразу выяснилось, что оно  не рабочее. Подошедший к остановке из хутора Ивановского автобус прибыл явно не по расписанию. Более того, водитель, обслуживающий данный маршрут, подтвердил, что график движения автобусов по маршруту «Белореченск-Ивановский» не соответствует указанному в остановочном расписании времени. 

Такая же история и с другими маршрутами. Пожилая женщина из поселка Южного вообще назвала висящее на остановке расписание «филькиной грамотой». Если бы жители поселений не ездили регулярно каждый по своим  маршрутам, то они бы и сами не знали, в какое время ходят их автобусы. А что уж говорить о людях, которые приехали в наш район из других городов, или белореченцах, решивших воспользоваться общественным транспортом, чтобы где-нибудь за городом отдохнуть. Для них неприятные неожиданности могут начаться прямо с остановки, и здесь же могут полностью рассыпаться радужные планы.    

Пока не заполнится – с места не тронется

Для пассажиров городского общественного транспорта приход маршруток и автобусов – это вообще тайна за семью печатями. Даже на центральных остановках нет графиков движения. Что уж тут говорить об окраинах? Белореченцам, выходящим из дома и стремящимся доехать куда-то по своим делам, каждый раз приходится полагаться на авось: а вдруг в этот раз повезет быстро сесть в маршрутку. Благо, в городе автобусы все-таки ходят чаще, чем в пригороде, за исключением пары-тройки маршрутов. 

Для тех же, кто редко пользуется общественным транспортом, загадкой является не только расписание движения, но и номер автобуса, идущего туда, куда ему необходимо. При наличии на остановке расписания с названиями маршрутов и номерами пассажиру было бы гораздо легче сориентироваться. 

Справедливости ради надо сказать, что одно расписание мы все-таки нашли – на остановке по улице Первомайской рядом с перекрестком улиц Первомайской и Мира. Хотя особой ясности в движение автобусов по маршрутам № 5 «А», 7 и 18 оно не внесло. В расписании указан интервал движения автобусов, но ни времени начала движения по маршруту, ни времени окончания нет. Словом, из такого расписания ничего не ясно. 

И если уж говорить откровенно, то это расписание висит отнюдь не для пассажиров, а так,  для отмазки. Ведь ни для кого не секрет, что водитель маршрутки практически всегда старается загрузить транспортное средство, чтобы не ехать «порожняком». Потому и дожидается, пока в автобус сядет побольше пассажиров. Сколько времени для этого потребуется – пять, десять, пятнадцать минут, столько он и будет выжидать на остановке. О каком интервале движения можно говорить? 

Коли взялись за гуж…

Нет смысла сегодня вдаваться в полемику о низкорентабельных и убыточных маршрутах, каких-то иных трудностях организации пассажирских перевозок, они известны, да и другую проблему обсуждаем. Просто надо четко понимать: если уж пассажирские предприятия в районе созданы и взялись за оказание этого вида услуг, а муниципалитет доверил им выполнение этой работы, тогда и те, и другие обязаны обеспечивать общедоступность общественного транспорта, его безопасность, привлекательность и соответствующее информационное обеспечение. А у нас, как показывает жизнь, с информационным обеспечением пассажиров полный провал. 

М. Ильина. 

Предыдущая запись
Следующая запись
Оцените автора
Огни Кавказа