«Льёт ли тёплый дождь, падает ли снег» на улице, течёт ли вода из крана в квартире, мы воспринимаем эти привычные явления как воздух, которым дышим.
Воздух, вода – они есть и должны быть всегда. Иначе просто жизнь кончится.
А попробуем на минуту представить, как бы мы жили, если бы вся эта вода оставалась там, где льётся, если бы не существовало систем канализации…
Без надёжной системы очистки ливневых, бытовых, промышленных стоков у нас не работали бы детские сады и школы, кафе и столовые, больницы, перерабатывающие предприятия, из многоэтажек сбежали бы все жильцы. В общем, Белореченск опустел бы, как Припять после аварии на ЧАЭС. Но мы спокойно живём в нашем любимом благоустроенном городе, потому что есть люди, которые своим ежедневным трудом обеспечивают всем комфорт и безопасность.
Их можно назвать настоящими бойцами невидимого фронта. Заступая на смену, работники ООО «Водоотведение» на самом деле вступают в борьбу с нечистотами. Оборудование выходит из строя, так как металл не выдерживает агрессивной среды, и люди восстанавливают разрушившиеся детали и механизмы.
– Ежесуточно очистные сооружения принимают по 11 тысяч кубометров грязной воды, а в дождливые дни объёмы стоков превышают 20 тысяч кубов, – рассказывают сотрудники предприятия. – Мы должны вернуть в природу (в реку Белую) воду, пригодную для рыборазведения.
В это утверждение трудно поверить, но живая рыба действительно тестирует очищенную воду. В лаборатории, кроме специального оборудования, находятся аквариум с рыбками и стеклянные сосуды с ещё более чувствительными к чистоте воды обитателями – дафниями. Здесь проходит биотестирование воды на токсичность. Заведующая лабораторией инженер-химик Нина Юрьева демонстрирует работу живых индикаторов:
– В отобранные пробы воды мы помещаем по 10 особей и через определённое время смотрим, сколько останется. Прошло 8-12 часов (в разных сосудах), как видите, все дафнии живые.
Рыбки, обычные гуппи, завидев хозяйку, заплясали в воде, требуя корма, которым позже станут экспериментаторы-дафнии. Для определения чистоты воды применяются также специальные водоросли. Их мы увидели в одном из отстойников завершающей стадии очистки.
Не все удивительные превращения воды из грязной в чистую мы смогли увидеть в тот день. На самое интересное «кино», которое показывает электронный микроскоп, опоздали, так как пробы уже прошли исследования.
– А то бы вы увидели, как бактерии очищают воду, – с восторгом делится своими впечатлениями механик Евгений Бадьянов. – Напрасно кривитесь, они у нас красивые, с длинными ресницами, – пошутил он, увидев выражение наших лиц.
Евгений Евгеньевич возглавляет бригаду, которая трудится на предприятии побольше тех бактерий. Он рассказал, как недавно здесь побывали краевые специалисты. Они не могли поверить, что технологическое оборудование работает с 1976 года.
– Поддерживаем своими силами, ремонтируем, – поясняет руководитель предприятия Ильяс Юнусов, – делаем всё возможное, чтобы жизнь в городе не остановилась. Необходимость проведения уже не ремонта, а реконструкции давно назрела. Но в бюджете нет таких огромных средств, чтобы её провести. Проект мы, конечно, будем заказывать в надежде на федеральную программу и финансовую поддержку из краевого бюджета. А пока всё здесь держится благодаря золотым рукам наших работников. За собственные средства предприятия в этом году выполнена реконструкция одного из четырёх первичных отстойников. Это было непросто – только мотор стоит 800 тысяч рублей, не считая зарплаты рабочих. Я благодарен людям за их труд и мастерство.
Любовь КАЛИНИНА. Фото Сергея АДАМОВА.