Есть в каждом даже самом маленьком населённом пункте должность, на которую избирают людей, неравнодушных, инициативных, уважаемых окружающими, безвозмездно выполняющих общественную работу. И это не депутаты местных органов власти. Это квартальные!
Хотя работа председателя квартально-уличного комитета не из лёгких (бывает требуется и твёрдость характера проявить), тем не менее выполняют её чаще всего женщины. Анна Марченко является квартальной в той части посёлка Заречного, которая первоначально была дачным некоммерческим товариществом (ДНТ) «Дружба». В её ведении шесть улиц. Кто в бывших дачных посёлках живёт, тот знает, сколько там специфических проблем. Выделенную горожанам под садово-огородную деятельность землю делили на участки до квадратного сантиметра, общей территорией остались только дороги шириной в один автомобиль. Сегодня в нашем районе дачных обществ как таковых практически не осталось. Бывшие ДНТ и СОТы приобрели статус полноценных жилых посёлков, став головной болью сельских глав. И квартальный в таком посёлке – правая рука, глаза, голос местной администрации, крепкое связующее звено между населением и властью.
Прояви инициативу и станешь квартальным
– Как здесь оказались? И как вы, приезжий человек, не знакомый с местными жителями, стали квартальной? – поинтересовались мы у Анны Павловны.
– Когда я приехала в Белореченск из Ставропольского края поближе к детям, то не нашла в городе жилья за средства, которые получила от продажи квартиры. Стала искать в пригороде. Приобрела здесь дачу. Считай, одни стены. Сын и дочь помогли пристроить ещё комнату, потом забор поставили… Недавно вот зять плитку свою снял, мне привёз, сын уложил. Теперь и двор у меня благоустроен. Уже 14 лет здесь живу, а всё строю и строю, на пенсию быстро не получается.
Первое время мне не до чего было, потом начали газифицироваться. Взялась за это Наталья Кузина, которая тоже была квартальной. Меня попросила помочь. Стали вместе людей обходить, объяснять, что нужно. Так и познакомилась со многими. У нас председателем квартального комитета тогда был мужчина, я и с ним ходила по дворам (занимались вопросом улучшения электроснабжения). Так что меня здесь все знают, вот и выбрали.
– У вас есть опыт общественной работы на Ставрополье? С людьми ведь встречаться и разговаривать непросто.
– Я прорабом отделочников на стройке много лет проработала. Там тоже нужно было находить общий язык с людьми и уметь с них потребовать.
Что было, как стало
– Да ничего тут не было, – вспоминает Анна Павловна. – Обжитых участков раз-два и обчёлся. Больше было брошенных, заросших сорняками с запущенными дачными домиками. А теперь у нас и газ (кстати, у первых из всех ДНТ), и интернет проведены. Электропровода от столбов к домам Адыгейские сети поменяли, обошлось нам это совсем недорого. Обещают и линии электропередачи заменить (правда, не говорят, когда это будет). Мусор вывозят централизованно. Всё необходимое для жизни у нас есть.
Особенно удивила нас Анна Павловна тем, что почта сюда доходит. Это уже лично её, квартальной, заслуга.
– Получилось всё так, – рассказала она. – Попросили местные жители, чтобы им приносили квитанции на оплату света. Сошлись на том, что квитанции и другие почтовые отправления будут оставлять в нашем магазине «Копейка», а люди их сами забирать. Но началась пандемия и почту в магазин доставлять запретили. А здесь много живёт стариков, больных, которым не по силам добраться до почтового отделения. Позвонила я на почту, хотела рассказать о нашей ситуации, а меня не выслушали. Очень я обиделась. Мне приходится обращаться в разные организации: к газовикам, энергетикам, и если от меня все начнут отмахиваться, то как вопросы решать? Попросила у знающих людей номер телефона, чтобы позвонить в вышестоящую инстанцию. И вышла аж на Москву, на горячую линию. Конечно, долго объясняла, где Белореченский район и Южненское поселение находятся, но меня выслушали. И ответ я получила, и устный (позвонили), и в письменной форме. Наша почта тоже ответила, мол, не можем доставлять почтовые отправления, в том числе квитанции, из-за отсутствия почтовых ящиков. Но обошла я жителей, уговорила их повесить на калитки ящики. И теперь один раз в неделю к нам заезжает на велосипеде почтальон, квитанции доставляет, письма, газеты.
Проблемы ждут решения сверху
Улица Абрикосовая, на которой живёт квартальная Анна Марченко, в отличие от большинства дачных улиц – широкая, дома в основном заселены постоянными жителями и добросовестными дачниками, поэтому у большинства домов – цветы, декоративные деревца. Есть уличное освещение, гравийная дорога выглядит неплохо: без ям и ухабов.
– Это потому, что мы сами завозим щебёнку, за свой счёт, и засыпаем, – пояснила квартальная.
Но до совершенства, безусловно, далеко. Есть такие вопросы, которые за рамками полномочий не только местной власти, но и районной, и даже краевой. Первый – недостатки в электроснабжении. Проблема эта касается всего Южненского поселения. Администрация района подключилась к её решению, но когда ситуация изменится, никто сказать не может.
– Много у нас заброшенных участков. Это ещё одна наша большая и не разрешимая проблема, – говорит Анна Павловна. – Рядом с моим домовладением расположен такой участок. Пока была хозяйка, хоть как-то ухаживала. Продала. Новые владельцы ещё кому-то перепродали… Не могу найти кому. Сын периодически выкашивает там траву, чтобы участок не превратился в непроходимые заросли. Я списки в администрацию подала, предложила хотя бы штрафовать владельцев. Сказали, что будут что-то делать. Но как искать хозяев, если они в других краях находятся и не появляются здесь много лет?
Обещали законодатели из Госдумы РФ принять закон об изъятии неиспользуемых участков и передаче их другим владельцам, да так и не решилась на то, чтобы отбирать у нерадивых хозяев землю.
– А ведь сколько у нас людей, которые хотят получить участок, особенно, кому жить негде, – вздыхает Анна Марченко. – Здесь, в общем, неплохо и город недалеко, можно молодым семьям дома строить. Многие за материнский капитал приобрели дачи, хорошие дома возводят. Посмотрите, какие есть домовладения, с цветниками, декоративными насаждениями за двором.
Она с удовольствием прошлась с нами по своей улице, показала добротные дома с ухоженными прилегающими территориями.
Первый, к кому идут люди
Понятно, что далеко не все жители стремятся к красоте и порядку на улице, с ними квартальная проводит разъяснительные беседы. Признаётся, что люди стали тяжёлыми на подъём, не в пример старшему поколению, дружно выходившему на субботники и воскресники. И в помощники к квартальной никто не рвётся. Очень уж ответственная это работа. Ведь квартальный должен хорошо знать всех живущих на подведомственной ему территории, чтобы и справку правильную выдать, и характеристику честную на человека при необходимости составить, и к порядку нарушителя призвать. Тут особая организация души необходима, где доброта, забота о людях сочетаются со строгостью. Квартальный – первый, к кому обращаются за помощью и советом люди в сложных ситуациях.
– В этом году мне уже 70 исполняется, здоровье подводит… Не знаю, сколько ещё смогу заниматься общественной работой, а смены пока не вижу, – делится Анна Павловна. – Но это уже наша проблема, нам самим её и решать, если хотим жить в красоте и комфорте.
Фото Сергея МАРТЫНОВА.