Листая семейный фотоальбом

Общество

Семейный альбом, пожалуй, есть в каждой семье. Либо традиционный, который хранит десятки фотографий, либо, как принято сейчас, электронный с сотнями семейных снимков. Моя прабабушка не любит электронные фото, ей обязательно нужно рассматривать фотографию, держа ее в руках, прочитать подпись на каждой.

Листая семейный фотоальбом

Однажды бабушка достала из шкафа коробку с необычными фотографиями. Необычными они были потому, что черно-белые, пожелтевшие от времени, с аккуратными волнистыми краями, таких сейчас не печатают. Я попросил взглянуть эти снимки. С фотографий на меня смотрели незнакомые молодые девушки в необычной одежде и с медалями.
– Бабушка, кто это на фотографии? – спросил я сидящую рядом прабабушку. – Это я со своими боевыми подругами, – ответила бабушка. И взяв в руки одну из фотографий, она словно вернулась в прошлое, начала свой длинный и интересный рассказ о том, что пришлось пережить ей на фронтах Великой Отечественной войны.
Когда началась война, моей прабабушке Вере Петровне Кузнецовой (в замужестве Болдыревой) было почти 18 лет и она училась в техникуме на бухгалтера во Владикавказе, где они жили всей семьей. О том, что пойдет в армию, долго не раздумыва­ла и вместе с подружками от­правилась в военкомат за путевкой. Труднее всего, вспоминает прабабушка, оказалось рассказать обо всем родителям. В их семье было три дочери, моя прабабушка – средняя. И то, что одна из них будет служить, родители даже не представляли.
– Война скоро закончится, – сказала прабабушка родителям и ушла служить… на три с по­ловиной года.
В ноябре 1941 года 530 деву­шек-добровольцев отправили в Моздок рыть окопы, а в апреле 1942-го они попали в Дагестан в 23-й отдельный батальон воздуш­ного наблюдения, оповещения и связи, который входил в состав противовоздушной обо­роны Бакинской армии. Трудно было привыкнуть к новой жизни. Сначала была учеба. Молоденькие девушки учились точно принимать ин­формацию и передавать ее командованию. Прабабушка часто вспоминает, что им приходилось определять на слух, какой самолет летит и на какой высоте он находится. У девушек батальона это так хорошо получалось, что наши летчики стали называть их «живыми радарами», «глазами и ушами армии», а фашисты их проклинали и боялись.
Прабабушка за годы войны прошла тяжелый путь от Махачкалы до Венгрии. Гроз­ный, Ростов, Полтава, Будапешт… Многое видела, многое пережила.
– Там, на войне, – вспоми­нает прабабушка, и на глазах у нее наворачиваются слёзы, – была совсем другая жизнь… Мы це­нили каждое мгновение. Мир­ное время казалось таким да­леким… Сослуживцы стали самыми родными и близкими людьми. А дома за нас переживали родители, с нетерпе­нием ждали весточки от сво­их дочерей.
В 1944 году их часть при­была в Будапешт, в Венгрию, где прабабушка и встретила Великую Победу. После демобилизации в августе 1945-го прабабушка вернулась в родной город к своей семье.
Перевернув фотографию, я прочитал надпись «…Эти дни когда-нибудь мы будем вспоминать… 26 августа, 1945 год».
И прабабушка помнит. Помнит всех поименно, хотя из девушек, запечатленных на фотографии, 75-летие Победы в Великой Отечественной войне встречает только она одна.
– Бабушка, а что за медали у вас на груди? – был последний мой вопрос.
– Это медаль за взятие Будапешта, – ответила прабабушка и быстро нашла ее среди множества других наград, которых удостоена.
Расправив уголки фотографии, я осторожно кладу её назад, в коробку. Теперь я понимаю, что каждое фото из семейного альбома – не просто снимок, это история нашей семьи, которую мы должны знать и помнить!
Артур АЛЕКСАНЯН, ученик 5-го класса школы №15.

Оцените автора
Огни Кавказа