Более 27 миллионов долларов получила Австралия за баранину и козлятину, закупленную Россией в 2013 году.
А в прошлом году страна-поставщик этого вида мяса не продала нам ничего, введя санкции, что мало огорчило россиян. Более того, овцеводство у нас набирает обороты, став альтернативным направлением в животноводстве в связи с вынужденным отказом от свинопоголовья, которому постоянно угрожает АЧС.
На подворьях жителей Белореченского района, в КФХ и других малых формах хозяйствования поголовье мелкого рогатого скота сегодня превышает 10 тысяч.
Большая часть общерайонного стада овец содержится в ЛПХ – 6974 головы, немного в малых сельхозпредприятиях – 368, и у фермеров – 2684 головы, из которых две тысячи овец – в хозяйстве Ш. Наврузова, фермера из хутора Долгогусевского.
Всего три года назад Шахвар Наврузович выкупил у крестьянско-фермерского хозяйства «Подгорное» бывшую ферму откормочного совхоза и за столь короткий срок навел там такой порядок, что старую ферму с разваливающимися корпусами теперь не узнать. Территория фермы обнесена добротным забором, вокруг вся прилегающая земля превращена в культурное пастбище. И внутри повсюду заметна рука рачительного хозяина. Один из животноводческих корпусов уже «смотрит» новыми металлопластиковыми окнами из-под такой же новенькой крыши. Это помещение подготовлено к массовому окоту овец. Построены надежные навесы – для каждого возраста и пола предусмотрены свои базы.
Небольшая хатка, которая, по-видимому, когда-то была бригадной конторой, перестроена в просторный жилой дом. Самое поразительное, что хозяин и о красоте фермы заботится. Вдоль восстановленного корпуса тянется недавно заложенная сосновая аллейка, кругом свежая зеленая трава без сорняков и удивительная чистота. Хотя живности на территории много. Есть хозяйственная – коровы и куры, и для души – лошадь с жеребенком и павлины, а также помощники чабанов – огромные среднеазиатские овчарки (алабай). А вот рабочих в хозяйстве не много.
– Три чабана, зять и племянник хозяина да я, – рассказывает управляющий Виктор Ушаков.
К обеду один из чабанов пригнал овец. Адиль Мамедов, житель Краснодара. По профессии он технолог по шерсти, 17 лет проработал на Краснодарском камвольно-суконном комбинате. Когда предприятие закрылось, долго искал работу по душе и, наконец, нашел.
– Я в Азербайджане родился, – рассказал он немного о себе. – Для меня это привычное дело. Мой отец был всю жизнь чабаном, и я с ним с детства при отаре рос.
Барашек здесь не отправляют на мясо. Все поголовье предназначено на развод. Хозяин планирует к следующему году увеличить отару до пяти тысяч голов. Так что рано или поздно на нашем рынке обязательно появится не мороженая заморская баранина, а свежайшая, выращенная в фермерском хозяйстве Шахвара Наврузова.
Фото Сергея АДАМОВА.