Откровенно о чувстве меры и социальной ответственности

Общество

Кубанские журналисты уже привыкли к тому, что в краснодарском доме журналистов регулярно проходят встречи с интересными людьми. Ноябрь не стал исключением, но место для очередного пресс-кафе нашлось не в Краснодаре, а в Белореченске. На вопросы гостей возрожденного Дня районного журналиста ответил глава Белореченского района Иван ИМГРУНТ.

 Виктор ЖИЛЯКОВ, заместитель председателя Союза журналистов Кубани:

— Накануне нашей встречи белореченская команда «Подозрительные лица» заняла первое место в Кубанской лиге КВН. До этого Белореченский район с большим успехом участвовал в сочинском форуме. Как Вам удается, Иван Иванович, удерживать район в центре внимания краевых и федеральных новостей?

— Вы спрашиваете, как всё удаётся? В своё время, когда меня только избрали, я был самым младшим главой по возрасту и по опыту. Но время летит очень быстро. После того, как сменили место работы мэр Новороссийска Владимир Ильич Синяговский и глава города Горячий Ключ Николай Исхильевич Шварцман, так получается, что сегодня именно я самый старший по возрасту и опыту среди действующих глав в Краснодарском крае. Не скрою, в первые годы было интересно, когда у тебя брали интервью, твоя фотография появлялась в газете. Через несколько лет это прошло. И сегодня я говорю журналистам, что не хотел бы, чтобы мелькали мои фотографии, что хочу видеть в газете лица живущих здесь людей и рассказы о делах, которые они делают на территории района. Всё, что происходит вокруг, делают люди. Самое главное богатство Белореченского района – это людской потенциал. Со времён заселения этих земель казаками, со времён строительства железнодорожной станции, а затем строительства химзавода сюда приезжали и здесь оставались жить замечательные люди. Так у нас сформировался рабочий класс, крестьянство, интеллигенция. И это в первую очередь их заслуга во всех успехах Белореченского района.

Виктор ЖИЛЯКОВ:

— Сейчас губернатор Кубани инициирует вопрос по развитию в крае водогрязелечения. Примет ли участие в этом проекте Белореченский район?

—  В районе есть два объекта бальнеолечения – в селе Великовечном и хуторе Кубанском. За пределами района более известна водолечебница в селе Великовечном, однако даже ее развитие пока еще идёт не так, как мы планировали. В ближайшие годы, с учётом установки губернатора, бальнеолечение в Великовечном будет развиваться более эффективно. Речь идёт о строительстве гостиницы, объектов питания. Будет найден инвестор и для объекта в хуторе Кубанском, который также имеет очень серьёзные перспективы. Там когда-то была водолечебница химзавода с очень целебной водой. Эти две точки роста в ближайшие три года будут активно развиваться. Соглашения по селу Великовечному и хутору Кубанскому мы планируем подписать на следующем сочинском форуме, который, как говорят, будет теперь проходить в феврале. 

В качестве небольшого лирического отступления расскажу о том, каких людей привлекает Белореченский район. Недавно в Великовечное переехал жить настоящий немец. Влюбился в русскую женщину, женился, приехал в село, построил настоящий немецкий дом. Русского языка он почти не знает, ко многому из привычного нам все еще не привык и порой попадает в курьезные ситуации, но ему здесь нравится. Ему 65 лет, он состоятельный бизнесмен, имеющий возможность инвестировать, и сегодня мы определяемся – в какую отрасль. 

Вячеслав БАРАШИХИН, главный редактор газеты «Огни Кавказа» (Белореченск):

На прошлом пленуме Союза журналистов Кубани оживленно обсуждали развитие агротуризма в районах, не приближенных к морю и горам. Насколько это актуально для Белореченского района?

— Для нас это вполне актуально, но нужен инвестор. При этом он должен понимать, что средства нужно будет вложить немалые, а отдачу ожидать не в близкой перспективе. А еще этот человек должен любить людей, любить природу, любить животных. Найти таких инвесторов непросто, но у нас есть человек на примете, и мы, я думаю, сможем подтянуть его в Черниговское поселение. Учитывая географическое расположение Белореченского района, агротуризм – это реальное направление. Возьмем Ростовскую область, ближайшие горы – это Адыгея, а дорога в Адыгею лежит через Белореченский район. И в Сочи, кстати, тоже. Этот поток туристов – наш потенциал, мы должны привлечь этих людей. 

Несколько лет назад мы вместе с Владимиром Синяговским побывали в Полтавской области, где посетили легендарную гоголевскую Диканьку. Сегодня это реально живущая деревня, где каждый дом превратили в туристский объект. Была на доме крыша шиферная — положили сверху солому, другой дом с кирпичными стенами замазали глиной и превратили в хату-мазанку. У каждой семьи есть работа: кто-то печёт пирожки, кто-то занимается вином, сыром, другим ремеслом. Жизнь там гудит. Туристы приезжают и посещают кафе, которые открываются в каждом дворе. Это реальная отрасль.

Юлия КУЛИКОВА, заместитель главного редактора информационного центра «Родная земля» (Белоглинский район):

— Мы проехали по городу и обратили внимание, что у вас развивается агрокомплекс. Нас очень заинтересовал инвестиционный проект по производству фасованного чая. Откуда сырьё, что это за чай?

— Вы знаете, я считаю себя везучим по жизни. Мне везёт на интересных людей. Так, например, я познакомился с одним человеком, который открыл в Белореченске чайную фабрику, консервный завод, а в ближайшей перспективе откроет еще и чулочную фабрику. У этого инвестора, который занимается только производством сельхозпродукции, очень интересная жизненная философия. В кабинете у него висит картина: пейзаж с уходящим вдаль горизонтом. Он объяснил мне ее смысл: «Своё отношение к людям и бизнесу я строю через призму понимания того, что где-то далеко есть грань окончания моего пребывания на этой земле, и поэтому я могу совершать только правильные, благородные и разумные поступки – по отношению к бизнесу, к жизни и к людям». Для меня философия этого человека очень близка.

Благодаря этому инвестпроекту я разобрался немного, что такое чай. В Советском Союзе чай в основном выращивали в Грузии и в ограниченных количествах в Азербайджане и Краснодарском крае. Сегодня, к сожалению, на Кубани своего чая практически нет. В этом мы убедились, когда стали искать в крае продукцию для того, чтобы оправдать бренд «Кубань Чай». В Сочи мы не смогли найти ни одного килограмма местного чая. То есть, чай в Белореченск доставляется из-за границы. И мы гордимся качеством выпускаемой здесь продукции. Это не подделка, а реальный качественный чай из Индии, Китая, Вьетнама. Сырьё доставляется сюда в мешках, здесь идёт купажирование, сортировка. Кстати, для разных территорий чай существенно отличается по составу. Прежде чем его к нам отправить, производитель учитывает даже качество воды в регионах-потребителях. В лабораториях определяют, какого сорта добавить больше, какого – меньше. 

Александр КУЗНЕЦОВ, редактор газеты «Белореченская правда»:

— И в Краснодаре, и у нас в Белореченске актуальны вопросы городской застройки. Жителей города возмущает строительство магазинов на центральных улицах, на газонах. Бывает, что установлен забор, висит фотография будущего магазина и никакой информации — кто заказчик, кто строит. Понятно, что нужно развивать экономику, но у нас есть градостроительный план, чтобы не всё строилось только в центре. Как, на Ваш взгляд, должны сочетаться интересы бизнеса и жителей?

— Вопрос абсолютно правильный, проблема такая есть. Со своей стороны я считаю, что интересы жителей должны обязательно учитываться. И если тот или иной инициатор строительства не смог найти общий язык с жителями, то это неправильно. Действительно, есть ряд бездумных решений по размещению новых объектов, которые не нужно было реализовывать. Вчера я встречался с Любовью Павловной Сазоновой, автором статей, кторые публикует «Белореченская правда». Мы договорились включить её в общественный градостроительный совет. Я пообещал ей, что без согласования с этим градостроительным советом не будет приниматься ни одно решение. Надеюсь, что таким образом мы минимизируем застройку городских улиц.

Елена КУЗНЕЦОВА, руководитель общественной организации «Мир детства»:

— В нашем районе много делается для детей и семей, но имеется также много фактов жестокого обращения в семье к детям, женщинам. Для того, чтобы им помочь, не нужно создавать какую-то специальную структуру, тратить деньги. В управлении социальной защиты населения есть центр помощи детям-инвалидам и семьям с инвалидами. Можно ли в рамках этого центра организовать службу для оказания помощи семьям и детям, попавшим в сложную жизненную ситуацию?

— Когда я начинал работать в администрации, соцзащита относилась к местному самоуправлению, и мы могли решать многие вопросы. Сегодня если в соцзащите видят, что человеку реально нужно помочь, но он хотя бы на рубль не попадает под определенные законом критерии, ему в господдержке отказывают и отправляют к главе района. Но средств в бюджете на эти цели нет и не было ни копейки за всё время моей работы. Но мы все же выполняем функции помощи: идем с протянутой рукой, просим выделить средства. А следом ходят те, кто смотрит, куда средства расходуются. Сегодня собирать средства на благотворительность стало очень сложно. Но мы собираем и помогаем, потому что есть такие случаи, когда нельзя не помочь. Признаюсь Вам, что 90% моего рабочего времени уходит не на работу, а на поиски денег для остро нуждающихся. Кому-то удаётся помочь, кому-то – нет.

Елена КУЗНЕЦОВА:

— Благодаря Вам и тем людям, которые занимаются с подрастающим поколением, у нас выросло очень много талантливых детей. Можно ли создать в районе фонд помощи таким детям и их наставникам, чтобы они не ходили с протянутой рукой, выезжая на конкурсы и концерты в другие города и страны?

— Мы стараемся как-то регулировать этот процесс, обращаемся в различные организации, подтягиваем предприятия. Создать специальный фонд? Потом создать бухгалтерию… потом – обслуживание… И денег в результате мы не увидим!

Я уверен и всех нацеливаю на то, что надо реагировать на просьбы тех, кто реально нуждается в помощи. Со своей стороны я всегда стараюсь по максимуму делать всё возможное. Был у нас ветеран, которого по каким-то причинам не приравняли к участникам Великой Отечественной войны и ему не была положена машина. Но он приходил ко мне с этим вопросом, когда я работал в прокуратуре, потом стал приходить в администрацию. На каждый личный прием несколько лет подряд. Кончилось тем, что я отдал помощнику свой паспорт и попросил оформить на меня автокредит. Взяли ему «Жигули», четвертую модель, отдали ключи, помогли зарегистрировать в ГАИ, выдали номера. Думаете, всё? Через полчаса он опять у меня в кабинете: возмущается, что ему выдали один номерной знак вместо двух. На деле оказалось, что он оба номера вместе прикрутил. Потом он заболел и по совету родственников стал настаивать, чтобы я переоформил машину на него. Но я не мог это сделать, пока не выплачен кредит. Пошли жалобы на Президента России… Но это уже другая история. Как видите, разные способы приходится придумывать, чтобы оказывать помощь.

Дмитрий РУДЧЕНКО, редактор сайта «Кубанский репортёр»:

— Сегодня разговор неоднократно касался духовности. Какая работа ведётся с молодёжью, какие мероприятии организуются для развития духовности, повышения потенциала не только профессионального, но и нравственного? 

— В работе с молодёжью мы в основном охватываем учащийся контингент. И управление по делам молодёжи, и управление образования – все это вокруг школ либо учреждений высшего или среднего профессионального образования. Неучащаяся, неработающая, а зачастую и работающая молодёжь выпадает. Если она и охвачена, то не более чем на 10 процентов, а это мало. Когда мне докладывают цифры по охвату молодёжи, я всегда говорю: сколько человек придёт, если объявить субботник? Не через школы, техникумы и институты, а по цепочке через телефон и личное общение. Этими молодыми людьми тоже надо заниматься – они неплохие. И это ведь пласт людей, которые будут ходить на выборы. Почему в сельской местности высокий уровень участия в голосовании, а в Москве, Питере или Сочи процент явки на избирательные участки традиционно низкий? Дело ведь не только в тротуарах, фонарях и прочем благоустройстве. В том же Черниговском поселении газа до сих пор нет, а процент голосования самый высокий. Почему? Да потому, что люди там очень духовные. Приедешь, просто поговоришь, и это уже твой близкий человек.

Дмитрий РУДЧЕНКО:

— Мой второй вопрос касается Дня районного журналиста. Поскольку Вы придаёте этому мероприятию большое значение, хотелось бы знать: какому району можно было бы передать эстафету его проведения?

— Если Вы хотите знать мое искреннее мнение, то отвечу так: почему бы не поступить с Днем районного журналиста, как с сочинским форумом? Пусть он будет традиционно проходить в Белореченском районе!

Вячеслав БАРАШИХИН:

— Иван Иванович, при Вашем огромном опыте работы какой Вы видите для себя районную газету, что Вы от неё ждёте? 

— Я всегда говорил и сегодня подтверждаю, что в газете хочу видеть отражение реально существующих в районе проблем. Желательно, конечно, и видение решения поднятых вопросов. Одного не приемлю: когда дело касается вопросов чести. Всё остальное имеет право присутствовать на газетных страницах. Не мне вам рассказывать, сколько в газете должно быть критики, а сколько позитива. У нас с вами общая социальная ответственность за мир и спокойствие на территории нашей страны. Думаю, никому не нужна очередная революция. Я вижу в журналистах своих соратников. Подчинённых много, а соратников мало. Не приемлю слащавые публикации, непонятен мне безумный пиар. Сколько ни публикуй в газете фотографий главы, это будет пустой тратой сил, средств и времени, если в районе ничего не будет реально меняться к лучшему. Пиариться можно только делами.

Светлана ХОРЕШКОВА, главный редактор газеты «Апшеронский рабочий»:

— Сейчас идёт подписная кампания, хотелось бы узнать, помогаете ли Вы и Ваша команда увеличить тираж районной газеты?

— Я считаю, что власть не должна стесняться того, что вынуждена искусственно поддерживать тираж районных газет. Мы видим, к чему приводит отсутствие планов – к тому, что никто не занимается развитием экономики. То, как развивается район, зависит сегодня не от государства, а от того, можешь ли ты, как глава, найти контакт с инвестором, убедить его, что ты с ним искренен – не двурушничаешь, не лицемеришь. Наши районы имеют исторически сложившуюся инфраструктуру, созданную еще в советские времена. Как государство могло бы влиять на развитие? Посмотрели: в Апшеронском и Белореченском районах не хватает рабочих мест. Значит, нужно здесь построить большой завод. Но нет сейчас этого. То же самое и по отношению к печатным средствам массовой информации. Существуют Интернет, телевидение, и уже никто не читает книги, газеты и журналы. Но это неправильно! Я убеждён, что нужно искусственно поддерживать тиражи газет хотя бы в объёме их самоокупаемости — для того, чтобы газета выходила. То, что мы получаем из Интернета и телевидения – это абсолютно бездушная информация. А из газет еще не ушла духовность. И мы должны стремиться к тому, чтобы газеты читали не только ветераны по привычке, но и молодые люди эту привычку приобретали. Надо с детства приучать ребенка к тому, чтобы он приходил домой, видел свежую газету и знал, что ее нужно прочитать. А мы стесняемся, говорим, что у нас демократия и человек сам решает, подписаться на газету или нет. Уверен, что должны быть государственные меры поддержки газет.

Борис ХАЧАТУРОВ, главный редактор газеты «Курганинские итоги»:

— Продолжу вопрос, заданный предыдущим коллегой. У вас в районе две газеты, Вы стараетесь помогать обеим, невзирая на то, что одна государственная, а другая частная?

— На сегодня мы помогаем газете «Огни Кавказа». Но тут надо понимать: у нас нет возможности выделять газете средства из бюджета. Мы платим за официальные публикации, и то остаёмся перед газетой в долгу. Наша помощь заключается в работе с предпринимателями и населением в плане организации подписки. Есть у нас люди, физические лица, которые поддерживают вторую газету — частное издание «Белореченская правда». Сегодня без поддержки не смогла бы существовать ни одна газета.

Борис ХАЧАТУРОВ:

— Ещё один вопрос касается «Почты России». Прикрываясь тем, что не хватает кадров, они очень плохо разносят газету подписчикам, хотя мы платим за доставку очень хорошие деньги. В результате люди жалуются, рекламодатели недовольны. Понятно, что у местных администраций нет рычагов воздействия на «Почту России», но какие-то отношения у вас налажены? Как Вы решаете эту проблему?

— То, что происходит с почтой, это очередное безумие государства, пытающегося превратить «Почту России» в коммерческую организацию. Казалось бы, нетрудно понять: нам не нужны агитаторы на выборах, не нужно тратить лишние средства, а нужны высокооплачиваемые почтальоны. Ведь по закону мы, органы самоуправления, должны информировать население через газеты, радио, телевидение и через личный контакт с избирателем, жителем. А почтальон зайдёт в каждый дом и не только пенсию принесёт, но и журнал, газету, лично поговорит. 

Но сегодня зарплата почтальона оставляет желать лучшего, и это в корне неправильное отношение. Мы в силу наших экономических возможностей стараемся их поддерживать. Приглашаем почтальонов на все наши мероприятия, праздники, которые проводим к Новому году, 8 Марта, Дню города и района, на концерты, которые проходят в Майкопе и Краснодаре. Стараемся изыскать возможности для вознаграждения к профессиональному празднику. И лично встречаемся с почтальонами.

Когда возникают проблемы, у нас начальник почтамта берёт сумку и идёт разносить почту. И я всегда говорю, что готов пойти по улицам разносить газеты подписчикам. И главам поселений рекомендую: там, где нет почтальонов, — возьми сумку и пройди сам, ты все равно должен встречаться с жителями. 

Наталья ПУГАЧЁВА, директор муниципальной телерадиокомпании «Белореченск»:

— Если бы Вы решили опубликовать за своей подписью материал в газете, какую тему взяли бы как журналист?

— Первые мои публикации случились еще в годы учебы в Свердловске. Сейчас я уже не помню тематику этих статей. Но запомнился мне случай, произошедший после того, как я попал по распределению в Каракалпакию. Проходя мимо Вечного огня, я увидел молодую пару: жених и невеста возлагали к мемориалу цветы. Их сфотографировали, а букет забрали, чтобы с ним сфотографировалась следующая пара. Меня это так задело, что я не выдержал и написал в газету. Для меня очень важна духовность в человеческих отношениях. Если мы её растеряем, страны не будет.

Виктор ЖИЛЯКОВ:

— Иван Иванович, наша встреча подходит к концу. Что бы Вы хотели пожелать журналистам?

— Мы живем в очень непростое для страны время. У меня, как и у всех вас, есть много вопросов: в первую очередь, конечно, к себе, но и к вышестоящему руководству, к президенту. Хотя, когда я слышу, как кто-то его критикует, всегда думаю: мне Белореченским районом сложно руководить, а тут целая страна! Стараюсь относиться ко всему с пониманием и благодарен вам, районным журналистам, за то, что чувствуете «золотую середину». Чувство меры не каждому дано, но у вас оно есть – умение писать в газетах о духовности и об экономке, умело это сочетать. Несмотря на то, что вы зачастую недооценённые в заработной плате и во внимании, роль журналиста очень велика, и я благодарен вам за ваш труд.

Вячеслав СМЕЮХА, председатель Союза журналистов Кубани: 

— Коллеги, мне казалось, что мне известно об Иване Ивановиче все, но благодаря вашим вопросам я узнал о нем то, чего не знал раньше. Благодарю вас и Ивана Ивановича за совместную плодотворную работу. Огромное спасибо за приглашение проводить День районного журналиста в Белореченске на постоянной основе. На очередном секретариате мы обязательно рассмотрим это предложение. Лично мне оно понравилось.

Над материалом работали Любовь КАЛИНИНА и Вячеслав БАРАШИХИН. Фото Сергея МАРТЫНОВА.

Оцените автора
Огни Кавказа