Использование пассажирского легкового транспорта – это наиболее быстрый и удобный способ добраться до места назначения. Причем такси не заменяет, а дополняет городской общественный транспорт.
Современный рынок такси не только удобен потребителю и способствует снижению социальной напряженности, но он еще и предоставляет гражданам возможность для открытия собственного бизнеса.
Однако в части организации предпринимательской деятельности легковыми такси существует немало проблем. Одна из них заключается в том, что не более 1/3 фирм такси, осуществляющих перевозку пассажиров на коммерческой основе легковыми автомобилями, и самих транспортных средств легализованы.
В Белореченском районе, например, по неофициальным данным работает 16 таксомоторных компаний и 239 транспортных средства. А вот на основании официальных разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, которые выдаются уполномоченным органом исполнительной власти, осуществляют свою деятельность всего 96 таксомоторов и четыре компании такси – «Наш город», «Лидер», «ВИП» и «Орбита». Причем у двух последних из названных компаний далеко не все транспортные средства, оказывающие услуги по перевозке пассажиров, оформлены.
Наличие теневого рынка нелегальных таксистов свидетельствует о том, что районный бюджет недополучает сотни тысяч рублей в год.
Садясь в такси к «бомбиле», рискуешь жизнью
Еще один негативный факт нелегальной деятельности таксистов-«бомбил» – отсутствие гарантий безопасности пассажиров.
Одна из существенных особенностей таксомоторных перевозок – круглосуточное обслуживание пассажиров, при котором к режиму труда и графику выпуска официальных автомобилей-такси и водителей на линию предъявляются серьезные требования. Не имеющий разрешения на предпринимательскую деятельность таксист не утруждает себя соблюдением этих требований.
Машина нелегального таксиста не проходит дважды в год техосмотр и ежедневный предрейсовый и послерейсовый технический осмотр. Нелегал-водитель игнорирует ежедневное медицинское освидетельствование, проходить которое обязан каждый законный перевозчик.
Поэтому, садясь в нелегальное такси, пассажир подвергает свою жизнь опасности, так как у него нет никаких гарантий в исправности автомобиля и убежденности в том, что водитель транспортного средства здоров и нормально себя чувствует.
Более того, нелегальная деятельность рискованна и для самих водителей. Ведь они постоянно находятся на грани стресса, ожидая, что в любой момент их остановят и проверят представители контролирующих органов.
Единственный и лучший выход для граждан, желающих заниматься данным видом деятельности, – легализоваться и спокойно работать ради благополучия тех, кого возишь, и собственного.
Теорию проверили на практике
В справедливости утверждения, что от силы лишь треть легковых машин осуществляет деятельность по обслуживанию пассажиров официально, мы убедились и во время одного из рейдов, которые практически еженедельно проводятся в районе.
На этот раз в нем приняли участие экипаж ГИБДД и сотрудники подразделения по исполнению административного законодательства ОМВД по Белореченскому району, представитель администрации района и делегированный от Совета МО Белореченский район заместитель председателя комиссии по соблюдению законности, правопорядка, регламента и вопросов депутатской этики Арутюн Паронян.
За первые же 20 минут работы было остановлено три автомобиля-такси. Водители двух такси не смогли предъявить разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси. Хотя о том, что данные транспортные средства используются именно для оказания этих услуг, явно свидетельствовали фонари с шашечками на крышах.
А вот к третьему водителю, остановленному сотрудниками ГИБДД, никаких претензий не возникло. И разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа у него было, и цветографические схемы легкового такси на автомобиле с названиями компании-перевозчика и телефонами, и опознавательный фонарь на крыше… На двух нелегалов сотрудники правоохранительных органов составили протоколы, которые повлекут за собой административные штрафы за незаконное осуществление деятельности.
Нарушил – отвечай по закону
В зависимости от нарушений к так называемым «бомбилам» предусмотрены различные виды ответственности.
Отсутствие на транспортном средстве, используемом для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа, цветографической схемы легкового такси или опознавательного фонаря на крыше предусматривает наложение административного штрафа в размере 3000 руб.
Водители, не имеющие при себе разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, наказываются штрафом в 5000 руб.
Незаконная установка на транспортном средстве опознавательного фонаря или нанесение цветографической схемы легкового такси предусматривают штраф в размере 5000 руб. с конфискацией устройств.
Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица влечет за собой административный штраф в размере от 500 до 2000 руб.
За работу без разрешения предусмотрен также штраф на граждан в размере от 2000 до 2500 руб. с конфискацией автомобиля или без таковой.
Работать официально и качественно возможно
По данным отдела промышленности, транспорта, связи и ЖКХ администрации Белореченского района, в ходе одного рейда по выявлению таксистов-нелегалов сотрудники правоохранительных органов составляют от 2 до 16 протоколов, причем некоторые «бомбилы» не раз оплачивают выписанные штрафы. А вот что касается оформления разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, то в течение нескольких месяцев всего пять человек из разряда нелегалов перешли в разряд официально работающих таксистов.
Почему же все-таки, несмотря на постоянные регулярные штрафы за незаконную деятельность, далеко не все таксисты стремятся легализовать свой бизнес? Как говорят знающие люди, деятельность в сфере пассажирского легкового транспорта сегодня убыточная, что связано с жесткой конкуренцией. Но ведь современные условия и требования клиентов к таксомоторным перевозкам, согласитесь, тоже изменились. Кто за свои же деньги захочет ездить в прокуренном такси с затертыми до дыр сиденьями, дребезжащими стеклами и помятыми крыльями? Думаю, мало найдется охотников. А значит, это нормально – думать не только о заработках, но и о состоянии автомобиля, комфортных условиях в салоне, внешнем виде водителя и многих других составляющих. Результат работы пассажироперевозчиков напрямую зависит от качества предоставляемых услуг, оперативности работы, безопасности перевозки пассажиров и установления конкурентоспособных цен.
Фото Сергея МАРТЫНОВА.
В нашем районе по неофициальным данным работает 16 таксомоторных компаний и 239 транспортных средства.
На основании официальных разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, которые выдаются уполномоченным органом исполнительной власти, осуществляют свою деятельность всего 96 таксомоторов и 4 компании такси.
Это «Наш город», «Лидер», «ВИП» и «Орбита».
Но в то же время у компании такси «ВИП» и «Орбита» не все транспортные средства, оказывающие услуги по перевозке пассажиров, официально оформлены.