Сама себе работодателем стала жительница поселка Родники в рамках социального контракта

Общество

Благодаря федеральной программе поддержки граждан Людмила Гордеева, жительница посёлка Родники, стала сама себе работодателем и в рамках социального контракта получила весомую материальную помощь на создание источника дохода в пределах собственного подворья. И если многие оранжереи и питомники выращивают свою продукцию из импортного посадочного материала, то Людмила Анатольевна нацелена на импортозамещение, планирует реализовать только свои районированные растения.

Напроситься на экскурсию по сказочному подворью Людмилы Анатольевны оказалось несложно. Она гостеприимно приняла нашу небольшую группу, состоящую из неравнодушных к декоративным растениям работников редакции, показала все уголки своего рукотворного леса, терпеливо ответила на многочисленные вопросы.

Сказка! Это слово передаёт первое впечатление, которое производит придомовая территория семьи Гордевых. На участке собраны и мирно соседствуют деревья из совершенно разных климатических зон нашей необъятной страны. Сразу у ворот внимание привлекают пышные ели.

– Им по десять лет, как и многим нашим деревьям, – пояснила хозяйка. – С их посадки мы начинали обустраивать участок. Трудная, конечно, здесь почва. На большей его части – гравий, а там, где земля, была стройбаза, «МАЗы», «КАМаЗы» ездили, утрамбовали почву.

Получившие эту замученную землю в собственность, новые хозяева вложили в неё любовь и очень много труда, чтобы их дом стал местом силы для всех. Семья Гордеевых многодетная. У Людмилы Анатольевны три сына и дочь. Старшему, главному помощнику, за 20, остальные – школьники. Дочь – в выпускном, самый младший – первоклассник, средний сын в третьем классе.

Сама Людмила Анатольевна родом из Киргизии. Когда заканчивала школу, семье пришлось уехать в Россию (связано это с распадом СССР). Потом она жила на Севере, вышла замуж. Там, в Ханты-Мансийском округе, родились двое старших деток. Младшие уже кубанцы.

– Когда мы решили обосноваться в Белореченском районе, хотели уединения, потому и выбрали Родники-1, – поделилась Людмила Гордеева. – Тогда здесь было практически чистое поле. Создавали всё с нуля, очень хотелось что-то хорошее детям оставить.

А самое лучшее для детей – это тёплый дом и чистый воздух. Дом построили не обычный для здешних мест – деревянный, из сруба. И что ещё более необычно, стоит он в лесу из берёз, ёлок, дубов, клёнов и множества других древесных насаждений. Как говорит хозяйка, на участке только деревьев высажена тысяча. А ещё кустарники, лианы, цветы…

– Навести порядок нужно бы, но нелегко довести до совершенства. Хотя я придерживаюсь природного стиля. Мне кажется, проложи бетонные дорожки, исчезнет прелесть леса, а мне хочется, чтобы дети босиком по траве бегали. Я всегда и стремилась, чтобы декоративные растения соседствовали с лесными.

Естественность на участке, конечно, хорошо продумана и тщательно создана. Хотя кажется, что прудик небольшой здесь всегда был. В нём так уютно красным декоративным рыбкам и шустрым лягушкам. И водяные растения на поверхности воды не выглядят привнесёнными. Деревянный мостик, ведущий к беседке, старая «заброшенная» мельница и заплутавшая в пышных прибрежных кустах избушка на курьих ножках кажутся неотъемлемой частью этого особого спокойного мирка. Да и зона релакса на лесную лужайку не тянет. Ну в каком лесу можно найти качели в окружении нежных берёзок и гинкго-билоба (самое древнее дерево Земли)? В тоже время, живности водится на участке, пожалуй, не меньше, чем небольшом лесочке. В кронах деревьев гнездятся птицы, по земле по-хозяйски топают ежи, змеи иной раз встречаются, черепахи на пруд во время миграций заглядывают…

– Кто у вас деревянным зодчеством занимается? – поинтересовались мы, разглядывая элементы декора в отделке дома, качелей, мостика.

– Это всё дело рук Амаля – старшего сына, – не без гордости отвечает мать. – Средний сын увлекся скульптурой. Лепкой меня удивляет, откуда это у него? Младший любит всё живое, он со мной рядом, помогает с растениями. Дочь очень занята учёбой, готовится к окончанию школы.

– Хвойников у вас больше, потому что на Севере жили, любите их? – задаём вопрос хозяйке.

– Нет, хвойные для того, чтобы зелень была круглый год, – просто пояснила она. – Это сейчас кажется, что их больше. На самом деле высажено очень много лиственных: извилистые ивы, краснолистные дубы, берёзы, калина, рябина и рябинник, кизильник, клён из Лесного (куда бы я не поехала, обязательно с новым растением вернусь). Есть и фруктовые деревья. Много цветов – глицинии трёх расцветок, сирень и гортензии разных сортов, более ста сортов лилейника, ирисы… Но в перспективе решилау больше внимания уделить местным растениям. Я благодарна судьбе, что нашла здесь свою вторую малую родину. Да и с районированными растениями надежнее работать. Путём множества проб и ошибок накопила опыт, которым хотелось бы поделиться.

Идею выращивать и реализовывать саженцы Людмиле Анатольевне подсказали сами растения. Они её спасли от депрессии после пережитого огромного горя, потери близких и показали путь к выживанию. Она рассказала:

– В прошлом году мне пришла мысль – организовать продажу растений так, чтобы каждый человек мог увидеть, какими они станут через годы, мог оценить возможности своего двора и подобрать то, что больше подойдёт, узнать какие условия дереву нужны, какой уход. Случилось это, когда в очередной раз стала убирать поросль сумаха. Обычно я его скашиваю, а тут вдруг задумалась: ведь кто-то, наверное, ищет это дерево. Дальше больше, на какое растение ни гляну, знаю, как его размножить. Но тут проблема: где все черенки, отростки, саженцы, рассаду держать? Обратилась за помощью в управление соцзащиты. Ко мне там с таким пониманием отнеслись! Я очень благодарна сотрудникам УСЗН. Они предложили оформить самозанятость и очень скоро вызвали на комиссию. Мой бизнес-план им понравился. Выделили мне по соцконтракту 100 тысяч рублей на приобретение теплицы. Благодаря теплице я уже одну партию хвойников и туй реализовала. Даже без отопления она позволяет держать зимой саженцы без опаски, что замёрзнут. Череночник в теплице сделаем, гортензии в горшках туда будем убирать. Саженцы будут расти, и я детей могу дальше растить.

Но самое главное, Людмила Анатольевна воспряла духом. В прошлом она была предпринимателем, оставшись же без надёжного плеча и не у дел, растерялась. Получив статус самозанятой, вновь ощутила себя сильной, способной на свершения.

– У меня взгляды на окружающий мир поменялись, – признаётся она. – Теперь смотрю на новый росток и радуюсь, что из него вырастит дерево или цветок, который кому-то принесет радость, сделает жизнь красивее. Я могу гарантировать его приживаемость, ведь он вырос на этой земле. И ценовую политику могу себе позволить более гибкую по сравнению с теми, кто выращивает импортные растения.

Мечтает Людмила Анатольевна разводить саженцы магнолий, в том числе и тех, которые мы все видим, приезжая в Сочи. У неё на участке растёт и цветёт самое настоящее дерево магнолии. Если она смогла вырастить, то получится у любого белореченца, жителя Кубани. Ведь к дорогому растению (а дешёвым оно не может быть, так как на выращивание саженца требуется один-два года) прилагается подробная консультация мастера своего дела. Пока же бизнес у Людмилы Гордеевой очень разноплановый с широким диапазоном растений.

Оцените автора
Огни Кавказа