В соответствии с положениями «мусорной реформы» в стране меняется организация сбора и вывоза ТКО. В ряде зон этот процесс стал вместо одноуровнего «двор – полигон ТКО», двухуровневым: «двор – площадка сортировки / перегрузки мусора – полигон ТКО / мусоросжигательный / мусороперерабатывающий».
С 1 января 2020 года Краснодарский край перешел на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами, так называемую мусорную реформу. Преобразования осуществляются согласно этапам, зафиксированным в ФЗ №89 «Об отходах производства и потребления». Реформа призвана решить проблему с незаконными свалками, уменьшить объемы захораниваемого мусора на полигонах, организовать раздельный сбор отходов, создать предприятия по переработке вторичных материальных ресурсов в готовую продукцию.
Для работы по-новому требуется и новая техника. Если сбор мусора у домовладений, во дворах и доставка на площадки перегрузки осуществляется мусоровозами малой и средней вместимости, то перевозки на втором этапе берут на себя большегрузные машины
Для уборки ТКО в Белореченской зоне ежедневно привлекается более 200 единиц спецтехники, из которых более 50 единиц работает на природном компримированном газе. Это универсальная техника для осуществления деятельности, которую мы используем для сбора и транспортировки крупногабаритных отходов и твердых коммунальных отходов.
Для сбора ТКО в городах наиболее популярны мусоровозы с задней загрузкой. Они работают с распространенными сейчас евроконтейнерами. Благодаря тому, что приемный бункер у них располагается на уровне контейнера, при загрузке мусор меньше рассыпается, чем во время боковой выгрузки. Операция выгрузки контейнера занимает меньше времени, чем при загрузке сбоку.
Все машины оборудованы системами спутникового слежения ГЛОНАСС, GPS и СКАУТ. Системы позволяют непрерывно мониторить местоположение техники, оперативно выявлять и реагировать на несоблюдение утвержденного графика — отклонения от маршрута и времени. Вывоз, как правило, осуществляется точно по графику.
– Реформа обращения с ТКО подразумевает раздельный сбор, в нашем регионе это закреплено постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 06.02.2020 № 60 «Об утверждении Порядка накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов на территории Краснодарского края и признании утратившими силу некоторых постановлений главы администрации (губернатора) Краснодарского края». Для вывоза отсортированного таким образом мусора требуются специальные мусоровозы с кузовами, разделенными на секции, чтобы не гонять по несколько машин для сбора мусора разного типа. Однако у такой технологии раздельного сбора мусора и у мусоровозов с многосекционными кузовами есть ряд недостатков, которые и сдерживают распространение этой техники. Мусор должен разделяться на несколько категорий, и, если использовать мусоровозы с двухсекционными кузовами, все равно придется делать несколько рейсов — возрастают транспортные расходы. Сложно равномерно заполнить обе секции двухсекционного кузова, поэтому мы предпочитаем использовать для сбора раздельно накопленных отходов стандартные мусоровозы. Сейчас вы можете увидеть в городе Белореченске специализированный мусоровоз для сбора пластиковых отходов – он имеет на своем кузове яркую маркировку, – рассказывает начальник полигона ТКО АО «Крайжилкомресурс» Сергей Муратов.
Первые решения на государственном уровне о переводе коммерческого транспорта в нашей стране на газ были приняты еще лет 20 назад, и с тех пор вышли десятки ведомственных приказов и программ, несколько постановлений и распоряжений правительства, другие подзаконные акты, Указ Президента. Согласно Транспортной стратегии России, к 2030 году доля автопарка с двигателями на альтернативных видах топлива (в первую очередь, речь идет о ГМТ, газомоторном топливе) должна составить минимум 49%.
– Воздействие спецтехники на окружающую среду во многом определяется техническим состоянием парка транспортных средств и качеством используемого топлива. Мы следим за исправностью и экологической безопасностью транспортных средств – техника соответствует экологическим стандартам безопасности. Параметры автомобилей нашего парка не ниже Евро-4 и Евро-5, – комментирует Сергей Муратов.
Курс был задан в 2015 году в рамках государственной программы Краснодарского края «Развитие топливно-энергетического комплекса», утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 12 октября 2015 г. №961, которая подразумевает увеличение потребления природного газа в качестве моторного топлива, использование его в сфере коммунальных услуг.
Преимущества налицо. Главное – экологичность: природный газ является экологичным видом топлива. Автомобили, работающие на компримированном природном газе, выделяют в 2-3 раза меньше вредных токсичных веществ, меньше задымляют окружающий воздух. Кроме того, при сгорании не образуется сажа в отличие от автомобилей, работающих на дизельном топливе.
Немаловажна и его экономичность. Кубометр метана стоит на заправках 19-20 рублей, а эквивалентный ему литр 95-го бензина – 51-53 рубля; дизельного топлива – 49-50 рублей. Двукратная выгода. Природный газ – это фактически готовое моторное топливо, поэтому гораздо дешевле бензина и дизельного топлива. Что в итоге влияет на формирование цен и тарифов на услуги ЖКХ.
Стоит отметить, что в рамках программы субсидируется две трети стоимости переоборудования транспорта на использование природного газа. За последние годы за счет федеральной и краевой субсидий более 1 тысячи единиц техники в Краснодарском крае были переведены на газ.
Самая главная проблема – наличие специализированных газовых заправок в крае, и она успешно решается. В Краснодарском крае в настоящее время насчитывается 26 АГНКС, в том числе 25 действующих. Они работают в 18 районах края. На 2023 год запланировано строительство в регионе еще десяти аналогичных объектов. По словам губернатора региона Вениамина Кондратьева, количество АГНКС в Краснодарском крае до 2024 года предполагается увеличить до 80 единиц.
Белореченская зона деятельности регионального оператора АО «Крайжилкомресурс» уже достаточно оснащена автомобильными газонаполнительными компрессорными станциями (АГНКС), исключением остается только Сочинский район.
Бесперебойную работу по обращению с отходами на полигоне АО «Крайжилкомресурс» обеспечивает более 30 единиц техники, это новые и современные бульдозера, погрузчики, экскаваторы, вилочные погрузчики, самосвалы, компакторы, мультилифты и мусоровозы. Для обеспечения работы в безопасном для экологии Белореченского района режиме на полигоне работают:
- вездеходные самосвалы повышенной проходимости, предназначенные для качественного и своевременного выполнения транспортных операций по пересыпке отходов грунтом в сложных условиях;
- гусеничные бульдозера тяжелый категории. Их масса позволяет дополнительно уплотнять грунт, которым по технологии захоронения отходов производится пересыпка рабочей карты на теле полигона;
- автомобили-мультилифты на базе шасси КАМАЗ, работающие от природного газа;
- компакторы, которые не только уплотняют, но и распределяют отходы по территории полигона. Для этого машины оснащаются специальными решетчатыми отвалами и колесами-вальцами с мощными грунтозацепами.
– Главное то, что процесс обращения с отходами с каждым годом становится все более безопасным. Постепенно совершенствуются нормы, внедряется новое оборудование – снижается влияние на окружающую среду. Региональный оператор АО «Крайжилкомресурс» всегда выбирает экологичные решения, – подчеркнул Сергей Муратов.
Анастасия БЕЗЗУБИКОВА.