В соответствии со статьёй 219 Трудового кодекса РФ каждый работник имеет право на рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда. Обязанности по обеспечению санитарно-бытовых условий и медицинского обслуживания работников закон возлагает на работодателя.
Так, работодатели, в зависимости от установленных норм, должны организовать условия для приема пищи, комнаты для отдыха в рабочее время и психологической разгрузки и так далее. А ещё в каждой организации, независимо от ее правовой формы и сферы деятельности, должна быть в наличии аптечка для оказания первой помощи.
Минздрав России установил перечень обязательных для включения в такую аптечку медицинских изделий. Так, для временной остановки наружного кровотечения и перевязки ран в аптечке должны быть: кровоостанавливающий жгут, стерильные и нестерильные бинты, марлевые стерильные салфетки (определены их количество и размеры), перевязочный индивидуальный пакет с герметичной оболочкой, бактерицидные и рулонные лейкопластыри и так далее. А для проведения сердечно-легочной реанимации в аптечке должно находиться устройство для проведения искусственного дыхания. Кроме того, в аптечке необходимо иметь ножницы, антисептические стерильные спиртовые салфетки, медицинские перчатки, медицинские и нестерильные маски, спасательное изотермическое покрывало. Чего и сколько, кроме названного, должно быть в аптечке, перечислено в приложениях к приказу Минздрава РФ от 5 марта 2011 г. №169н «Об утверждении требований к комплектации изделиями медицинского назначения аптечек для оказания первой помощи работникам».
В Приказе также говорится, что обязательные составляющие аптечки не могут быть заменены другими изделиями. А в случае истечения сроков годности или использования медикаментов аптечку необходимо пополнить.
При отсутствии аптечки первой медицинской помощи работодатель может быть привлечен к административной ответственности. За данное нарушение работодатель, как физическое лицо (индивидуальный предприниматель), может получить предупреждение или быть оштрафован на сумму от 2000 до 5000 рублей, а юрлицо – на сумму от 50 000 до 80 000 рублей (ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП).
Руководителям также следует знать, что при списочной численности работающих на предприятии от 50 до 300 человек необходимо наличие медицинского пункта. Если же на предприятии больше 300 человек, должны предусматриваться фельдшерские здравпункты.
Валерия КОРОЛЬКОВА, руководитель Центра занятости населения Белореченского района.