Выполнение краевой стратегии социально-экономического развития требует новых подходов к основам местного самоуправления

Общество

Конференция на тему «О реализации закона Краснодарского края «О стратегии социально-экономического развития Краснодарского края до 2030 года» прошла в Белореченске. В обсуждении вопросов социально-экономического развития муниципальных территорий Предгорной зоны края приняли участие делегации Апшеронского, Белореченского, Лабинского, Мостовского, Отрадненского районов во главе с руководителями муниципальных образований, руководители и специалисты краевых министерств и департаментов, общественной палаты края, ведущих вузов, депутаты Законодательного Собрания Краснодарского края, представители предприятий. Вёл пленарную часть заместитель председателя ЗСК Николай Кравченко.

Как доложил Николай Петрович, готовя материалы к данному совещанию, финансово-экономический блок администрации края провёл анализ по всем территориям в разрезе отраслей (промышленности, АПК, туристско-рекреационного сектора и так далее), специалисты выезжали в районы и на месте изучали фактическую ситуацию, оценивали перспективы роста. В связи с этим необходимость в пространных докладах отпала и все выступившие на конференции говорили главным образом о проблемах, которые следует решать, чтобы выполнить поставленную к 2030 году общую задачу – обеспечить прирост инвестиций в экономическую зону на уровне 406 миллиардов рублей. Для достижения цели необходимо обеспечить среднегодовой экономический рост 103,1% к 2016 году. Это обязательный минимум для всех, районам же, входящим в Предгорную зону, показатель нужно увеличить до 105,7%.
Что нам нужно развивать? Согласно информации, озвученной в основном докладе министра экономики края Александра Руппеля, в Предгорной зоне определены три приоритетных направления экономического развития: агропромышленного комплекса, санаторно-курортного и туристского комплекса, отрасли промышленности. И конечно, большую роль в развитии экономики должно играть малое и среднее предпринимательство. Для его поддержки предусмотрены средства через фонд микрофинансирования, кстати, самый большой в стране. Но этот резерв пока задействован слабо. Не участвуют предприятия и в фонде поддержки промышленности.
Тормозят развитие среднего и малого бизнеса, реализацию многих инвестиционных проектов также инфраструктурные ограничения. Именно обсуждению этой проблемы и была посвящена большая часть выступлений. Так, Предгорная зона заявила 201 проект на общую сумму порядка 60 миллиардов рублей, из них 32 проекта нуждаются в решении инфраструктурных ограничений общей стоимостью более 30 миллиардов рублей.

Выполнение краевой стратегии социально-экономического развития требует новых подходов к основам местного самоуправления

Содокладчик заместитель председателя комитета по финансово-бюджетной, налоговой и экономической политике ЗСК Иван Артёменко акцентировал внимание на отдельных «точках роста», которые имеют потенциал, но сейчас не развиваются или развиваются недостаточными темпами. Иван Петрович поделился предложениями, которые вошли и в проект резолюции конференции, о том, какой должна быть Предгорная зона. Это зона с развитыми сельскохозяйственным производством и перерабатывающей промышленностью, задействованными потенциалами добычи и производства строительных материалов и санаторно-курортного и туристского комплексов. Он доложил также о состоянии деревообрабатывающей промышленности, которое оставляет желать лучшего. Для достижения показателей стратегии среднегодовой объём инвестиций по зоне должен составлять не менее 29 миллиардов рублей, что в четыре с половиной раза превышает уровень 2018 года. Практически во всех муниципальных образованиях деревообработчики заявили, что без снятия инфраструктурных ограничений (прежде всего энергетических) есть риск невыполнения задачи по объёму накопленных инвестиций в экономике районов. На сегодня мы уже видим проблему с реализацией 13 инвестпроектов на сумму более 10 миллиардов рублей (а это потеря более 1,5 тысячи новых рабочих мест, которые были бы созданы) и дальше столкнёмся с десятками нереализованных проектов. Иван Артёменко внёс ряд предложений для решения озвученных проблем и проинформировал о том, что уже делается администрацией края по созданию условий развития основных отраслей экономики в настоящем и на перспективу.

Выполнение краевой стратегии социально-экономического развития требует новых подходов к основам местного самоуправления

Вторая сторона состоявшегося диалога была представлена главным образом Мостовским районом. Так, глава администрации Мостовского района Сергей Ласунов, отложив подготовленный доклад в сторону, стал говорить сразу о проблемах. Они есть в каждом из вышеназванных приоритетных направлений, которые развиваются на территории муниципалитета. И сформулировал предложения по выходу из непростой ситуации. Но если трудности деревообработчиков из-за отсутствия сырья и животноводов, несущих тяжёлое бремя арендной платы за высокогорные пастбища, присущи конкретно данному району, то остальные поднятые вопросы коснулись и других участников. Например, неподъёмные тарифы на железнодорожные перевозки инертных материалов мешают развитию горнодобывающей отрасли, не позволяя производителям безубыточно выходить на основные рынки сбыта. В результате останавливаются предприятия, сокращаются рабочие места, прекращается поступление налогов в бюджет. Другая проблема — из области законодательства, когда потенциальные инвесторы сталкиваются с труднопреодолимыми препятствиями при внесении необходимых изменений в правила застройки. И такая ситуация, как в Мостовском районе, возникает на каждой муниципальной территории. В район пришёл инвестор, желающий реализовать крупный проект «Кремниевые Термы» стоимостью три миллиарда и готовый его увеличивать в перспективе. Но десять лет назад, когда был выполнен Генеральный план застройки районного центра, никто и представить такого не мог. А теперь процедура его корректировки согласно закону должна занять 1-1,5 года, хотя практически можно провести её в течение нескольких недель. В районе уже есть два крупных инвестиционных проекта, реализация которых только по этой причине отложена. Тут нужно содействие со стороны законодателей, чтобы можно было в исключительных случаях сокращать сроки согласований.

Выполнение краевой стратегии социально-экономического развития требует новых подходов к основам местного самоуправления

Общая для всех инвесторов и тема огромных платежей за присоединение новых предприятий к энергосетям. В Мостовском районе инвестор строит завод по производству семян (проектная стоимость 1,8 млрд рублей). Свободные мощности в Кубаньэнерго имеются. Но стоимость технологического присоединения (при фактических затратах строительства линий 14 миллионов рублей) по первому варианту составляет 35 миллионов рублей, а по второму, по которому и предлагают присоединить завод, – 168 миллионов рублей. И это в соответствии с законодательством. Завод с немецкой компанией нашли альтернативу энергоснабжения в виде газогенератора. Но теперь инвестора и главу района обвиняют в непатриотичности. Аналогичная проблема и с подключением тепличного комбината (инвестпроект стоимостью 1,2 млрд руб.), которому для этого предложено построить подстанцию за 800 миллионов рублей.
Дополнил выступление инвестор Денис Кузенков, который как раз реализует проект «Кремниевые Термы». Денис Давидович обратил внимание на необходимость создавать благоприятное отношение со стороны местного населения к реализуемым на территориях проектам. Он поделился планами по увеличению инвестиционных вложений в проект до 15 миллиардов рублей и попросил поддержки со стороны законодателей, исполнительной власти, СМИ, общественных организаций. Кроме ранее прозвучавших проблем, с которыми и ему, как инвестору, уже довелось столкнуться, он назвал ещё и такое явление, как проверки. Ещё не начав работать, будущая организация оказалась под прицелом бдительных контролирующих органов.

Выполнение краевой стратегии социально-экономического развития требует новых подходов к основам местного самоуправления

Большое оживление среди присутствующих в зале вызвало выступление первого заместителя министра топливно-энергетического комплекса и ЖКХ Андрея Киселёва, затронувшего «больную тему» твёрдых коммунальных отходов. Проблема общекраевая и очень серьёзная, и связана она с нехваткой полигонов для хранения ТКО. Лицензированный полигон всего один – в Белореченском районе. А так как в Апшеронском районе в этом году закрыли свалку, мусор оттуда теперь будут возить на белореченский полигон. Андрей Николаевич этим весьма обеспокоен и призвал глав муниципальных образований (так как вопрос относится исключительно к муниципальным полномочиям) срочно решать проблему. Но Николай Кравченко напомнил, что земля муниципалитетов – земля Краснодарского края, поэтому и проблемы решать следует на краевом уровне, а не сваливать их на районы, которые самостоятельно не смогут этого сделать. Работать надо всем вместе, чтобы закрыть данный вопрос, – подчеркнул он.
Ведущий, чтобы не затягивать конференцию, не стал предоставлять слово для ответов представителям министерств и ведомств, но чётко пообещал, что все поднятые вопросы и прозвучавшие предложения запротоколированы и будут доведены до исполнительной власти и комитетов ЗСК с конкретными сроками выполнения и назначением ответственных.
Подвёл итоги конференции заместитель главы администрации (губернатора) края Игорь Галась. Он отметил, что разговор состоялся живой, заинтересованный. Намечены цели, и теперь главная задача – их достичь, реализовать все проекты, которые определены краевой стратегией развития.
– Губернатор уже внёс на обсуждение в ЗСК проект закона о краевом бюджете на следующий год, – сказал Игорь Галась. – Он, конечно, ещё будет корректироваться, но могу заверить, что нас ждёт много новаций и изменений. И мы должны пересмотреть наши подходы к финансовым основам местного самоуправления.

Любовь КАЛИНИНА.

Фото Сергея МАРТЫНОВА.

Оцените автора
Огни Кавказа