Ежегодно 15 марта в России отмечается Всемирный день защиты прав потребителей. Накануне этого дня мы встретились с юрисконсультом Консультационного пункта для потребителей Белореченского филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Краснодарском крае» Натальей Гавриковой, которая с 2013 года занимается этой работой, и поговорили о значимости пункта для потребителей, целях и задачах, которые он выполняет.
– Наталья Александровна, с какой целью и когда в нашем районе был создан Консультационный пункт для потребителей?
– Повышение потребительской и правовой грамотности населения, оказание правовой помощи и поддержки гражданам нашего района в области защиты прав потребителей – вот главные задачи Консультационного пункта, начавшего свою работу в 2010 году.
– Много ли потребителей обращается к вам за консультацией, с какими вопросами и в какой форме происходит общение?
– За весь период работы в Консультационный пункт обратились свыше 2500 потребителей. Разбираем жалобы на качество товаров, работ, услуг и на ненадлежащее исполнение продавцами, исполнителями своих обязательств, разъясняем людям действующее потребительское законодательство, проводим экспертизу маркировки товаров на соответствие техническим регламентам Таможенного Союза, что позволяет выявить подделку товара и тем самым тоже защитить права потребителя.
Общение с гражданами нашего района происходит на личных приёмах, по телефону, посредством электронных коммуникаций.
– Достаточно ли потребителям устных консультаций для отстаивания своих интересов?
– Не всегда. Для общения потребителей с продавцами, исполнителями своих обязательств устных аргументов может не хватить. Поэтому при наличии достаточных юридических оснований мы оказываем потребителям помощь в составлении претензионных писем, исковых заявлений, письменных жалоб в органы исполнительной власти, иных заявлений правового характера. При предъявлении требований к хозяйствующим субъектам человек более эффективно может защитить свои права и законные интересы, имея на руках соответствующие документы.
– Индивидуальная работа с потребителями – одно из направлений деятельности пункта, но насколько известно, вы и коллективный потребительский ликбез проводите.
– Да. Ежеквартально проводим коллективные мероприятия, направленные на обучение и повышение уровня правовой грамотности граждан и субъектов предпринимательской деятельности. Это и общественные акции, и уроки-семинары в учебных заведениях, лекции для потребителей и анкетирование граждан, «круглые столы» и «горячие линии», распространение памяток и буклетов. Причём, как показывает опыт, такие методы работы не менее эффективны, чем личные консультации, и тоже позволяют гражданам впоследствии делать осознанный выбор товаров, работ, услуг.
– О востребованности конкретной организации можно судить по тому, проявляется ли к ней интерес. Это закон жизни. Так вот, потребность в Консультационном пункте для потребителей существует. Об этом свидетельствуют телефонные звонки и сообщения на электронный адрес, которые не раз поступали в редакцию после очередных публикаций в рубрике «Защита прав потребителей», которую вы ведёте. Интересуются координатами пункта и контактным телефонным номером. Напомните, пожалуйста.
– Наш телефон – 8 (861-55) 3-35-98. А находимся мы по адресу: г. Белореченск, ул. Красная, 27, 2-й этаж, кабинет №3.
Фото Сергея МАРТЫНОВА.