Бюджет района – это не только финансовый учет денежных средств, но это еще и ресурсы, на которые живет и развивается район. Из чего складываются доходы бюджета, на что тратятся полученные деньги, какие меры предпринимаются в районе для того, чтобы бюджетные накопления были более солидными? Об этом и многом другом мы поговорили с заместителем главы администрации МО Белореченский район Евгенией ЕЛИСЕЕВОЙ.
– Из чего формируется бюджет Белореченского района?
– Бюджет района складывается из собственных доходов, которые формируются за счет налоговых и неналоговых поступлений, и безвозмездных поступлений из других бюджетов расчетной системы Российской Федерации, то есть субсидий и субвенций, выделяемых из краевого и федерального бюджетов.
– Если рассматривать бюджет 2015 года, то какова доля собственных средств в бюджете, а какова часть привлеченных доходов?
– Бюджет района текущего года (по данным на 25 июня) – более 2 млрд руб., из которых существенную часть – 78,1% составляют безвозмездные поступления, и лишь около 22% – это наши собственные налоги и сборы. Основными нашими налогами, которые дают собственный весомый доход в бюджет, являются налог на доходы физических лиц (66,5% от общей суммы собственных поступлений) и единый налог на вмененный доход (13,2%).
– К сожалению, многие годы бюджет Белореченского района остается глубоко дотационным, ведь даже половины от востребованных нами средств мы не собираем. Что делает муниципалитет, чтобы бюджет стал самодостаточным, чтобы средств у района хватало на исполнение всех полномочий и обязательств перед населением?
– Администрация района и сельских поселений мобилизует дополнительные средства в доходную часть бюджета за счет участия в краевых и федеральных программах. При минимальных затратах местного бюджета на условиях софинансирования, как правило 5%, это позволяет нам привлекать 95% из бюджета краевого. В текущем году, например, мы реализуем 16 муниципальных и 15 ведомственных программ, среди них программы развития образования, здравоохранения, физической культуры и спорта, сельского хозяйства и регулирования рынков сельхозпродукции, а также организации досуга и обеспечения населения услугами учреждений культуры, дорожная деятельность и другие. Благодаря участию в этих программах району удалось мобилизовать из краевого бюджета более 391 млн 735 тыс. рублей.
Кроме того, мы стараемся привлекать в район инвесторов и инвестиции, для чего со своими проектами и предложениями традиционно участвуем в ежегодном инвестиционном форуме в Сочи. Благодаря этой работе у нас в настоящее время завершается строительство тепличного комплекса в Бжедуховском поселении с общим объемом освоенных инвестиций 3050 млн руб., завода по переработке молока и производству сыра на территории ст. Рязанской – 40 млн руб. освоенных инвестиций. На активной стадии реализации находятся три инвестиционных проекта – «Строительство блока теплиц ООО ТК «Белореченский» с инженерными коммуникациями и мини-ТЭЦ» в Белореченске, закладка яблоневого сада на площади 30 га и строительство завода по производству метизных изделий в Бжедуховском поселении. Общий объем инвестиций в реализацию этих проектов составит более двух миллиардов рублей. На этих предприятиях уже создано 43 рабочих места, что также является увеличением доходной части бюджета, так как пополняет казну налогами.
В прошлом году на XIII Международном инвестиционном форуме было заключено 6 соглашений о сотрудничестве в сфере реализации инвестиционных проектов на территории Белореченского района на общую сумму 3 879,62 млн руб., которые в ближайшее время начнут либо начали реализовываться.
– А есть ли в районе собственные дополнительные резервы для пополнения доходной части бюджета?
– Несомненно, резервы есть. Чтобы доходная часть бюджета увеличивалась, нужно модернизировать имеющиеся производства и наращивать производительность труда, своевременно и в полном объеме платить налоги, легализовывать теневой бизнес, честно заниматься предпринимательством. Кроме того, работающие граждане не должны соглашаться на «зарплату в конвертах», а работодатели, соответственно, не должны практиковать выплаты, так называемых серых зарплат. Руководители, наоборот, обязаны заботиться о повышении заработной платы и доведении ее до среднекраевых отраслевых показателей. Не менее важно для наполнения доходной части бюджета не допускать банкротства предприятий и, уж тем более, не делать этого фиктивно или преднамеренно.
– Говоря о резервах, Вы упомянули своевременную уплату налогов. Неужели слоган Федеральной налоговой службы «Заплати налоги и спи спокойно» для белореченцев до сих пор актуален?
– Конечно. Сколько будут существовать налоги, столько, наверное, этот слоган и будет актуален. По данным на 30 июня, например, район отстает от исполнения плана доходов местного консолидированного бюджета по единому налогу на вмененный доход, единому сельскохозяйственному налогу, платежам за негативное воздействие на окружающую среду.
Недоимка в консолидированный бюджет края по Белореченском району (данные на 1 июня) сложилась в сумме 157 637 тыс. руб. (с неустойкой и штрафами – 216 850 тыс. руб.) В названной сумме задолженность юридических лиц – 50 930 тыс. руб., физических лиц – 60 042 тыс. руб., индивидуальных предпринимателей – 36 908 тыс. руб. Задолженность несостоятельных предприятий и индивидуальных предпринимателей-банкротов – 31 879 тыс. руб., а это 20,2% от всей недоимки. Как видите, одна только недоимка – это весомая часть недополученных в бюджет средств.
– Но ведь администрации района и поселений, другие структуры и ведомства, отвечающие за пополнение доходной части бюджета, наверняка, проводят какую-то работу по сокращению недоимки?
– Да. Для работы в этом направлении специально создана районная межведомственная комиссия по мобилизации доходов в консолидированный бюджет Краснодарского края. Такие же комиссии действуют в поселениях. Периодически мы проводим совместные выездные заседания. На заседания комиссии приглашаются должники, с которыми проводится разъяснительная работа, каждая ситуация индивидуально разбирается, устанавливаются сроки погашения задолженности, рассматриваются варианты решения проблем, которые привели к образованию задолженности. Занимаемся и индивидуальной работой с руководителями предприятий и предпринимателями, допустившими задолженность.
– Результат усилий по наполнению доходной части бюджета – это достаточное количество средств в казне для решения насущных проблем и вопросов, входящих в полномочия местной власти. Каких? На что тратятся бюджетные средства?
– Основную часть расходов бюджета занимают расходы на образование – это содержание детских дошкольных и образовательных учреждений, фонд заработной платы и многое другое. В бюджете 2015 года на сферу образования заложены расходы в сумме 1 млрд 464 млн руб. Кроме того, и мы уже об этом говорили, средства вкладываются в содержание учреждений культуры, развитие здравоохранения, молодежной политики, организацию отдыха детей и их подвоз к учреждениям санаторно-курортного комплекса, ремонт и строительство дорог, газификацию, уличное освещение, поддержку малого и среднего бизнеса, укрепление правопорядка, профилактику терроризма и экстремизма, благоустройство, строительство учреждений образования, спорта. В 2015 году в рамках программы «Капитальные вложения (бюджетные инвестиции) в объекты муниципальной собственности» будет построено три дошкольных учреждения в станицах Пшехской и Бжедуховской, на улице 8 Марта в Белореченске, проведена реконструкция групповых ячеек в детских садах № 13 (Белореченск) и № 36 (пос. Молодежный).
Полномочий у органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения много, и проблем, которые необходимо ежедневно решать, тоже. А значит, чем больше средств население и органы местного самоуправления Белореченского района совместными усилиями привлекут в бюджет, тем меньше проблем на территории нашего муниципального образования останется.