Страшная статистика потерь населения во время оккупации Белореченского и Рязанского районов

Победа

31 января 1943 года в вечерней сводке Совинформбюро прозвучало сообщение об освобождении ст. Белореченской и районного центра ст. Рязанской. Закончилась оккупация двух районов, которые спустя десять лет будут объединены в один – Белореченский.


После себя гитлеровцы оставили разруху. Многие здания были разрушены, хозяйства разорены, имущество изъято. Только по системе народного образования материальный ущерб был оценен в 62 миллиона рублей.
О потерях среди советских граждан можно говорить на основании актов районных комиссий, составленных в 1943 г. по результатам расследования злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их пособников.
Официальная статистика сообщает нам о том, что в станице Белореченской за время оккупации было зверски замучено и расстреляно 272 человека, всего по району уничтожено 429 мирных жителей. Эти данные учитывают лишь материалы по Белореченскому району. Не включённой в подтверждённые сведения остается информация по Рязанскому району.
В акте Белореченской районной комиссии от 30 августа 1943 г. фактически говорится о 531 советском гражданине, погибшем на территории района в период оккупации. Это мирное население, а также расстрелянные, сожжённые военнопленные красноармейцы. В документе уточняется, что комиссия на момент составления акта не обладала полными сведениями о потерях. Так, на месте расстрела у реки Белой на западной окраине ст. Белореченской рвы и ямы были вскрыты частично. В ходе эксгумации извлекли 61 тело замученных и расстрелянных граждан, в том числе 13 детей. Опознать удалось лишь 16 человек.

После эксгумации и опознания погибших 21 февраля 1943 г. белореченцев перезахоронили в братской могиле в парке им. Ленина. Спустя годы в Белореченский горисполком пришло письмо от бывшего минёра-сапера 26-го пограничного стрелкового полка Николая Дмитриевича Колесниченко. В письме 1984 года, которое хранится в музее города Белореченска, он приводит строки из своего дневника военных лет. В феврале 1943 года боевой путь привел Николая Колесниченко в ст. Белореченскую, тогда же он стал участником похорон станичников: «Собралась вся станица. Рыдание народа пронизывало серую солдатскую шинель и проходило насквозь. Волосы подымались под шапкой от такого зрелища. Жуть». Далее автор пишет: «Помню, самый маленький гробик я взял и положил в круглую (общую) могилу, где мне показала место старушка, возле его матери…».
Кроме того, в акте указано, что при отступлении из Белореченской немецко-фашистские захватчики 26 января 1943 г. сожгли в двух вагонах 80 военнопленных красноармейцев. Спустя два дня в двух километрах от станицы в деревянном амбаре колхоза «Красный огородник» сожгли ещё 39 военнопленных и трёх сторожей: Михаила Ивановича Стругачёва (28 лет), его жену Надежду Алексеевну Рыбкину (20 лет) и шестнадцатилетнего Петра Семеновича Бобракова.


Военнопленные красноармейцы не только сжигались, но и расстреливались в окрестностях районного центра. Так, по пути в сторону села Вечного было уничтожено 62 человека, а по дороге из хутора Кубанского – 26 солдат и офицеров. Уже после освобождения района погибшие были похоронены жителями на месте расстрелов.
В акте по станице Пшехской сообщается о гибели 22-х человек, в том числе о пятерых жителях станицы, которых увезли в Апшеронскую, откуда им не суждено было вернуться. В Пшехской были замучены и расстреляны супруги Иван Трофимович и Анна Федоровна Щербинины, Семен Иванович Скрипниченко, Иван Герасимович Левин и Георгий Степанович Быков, а также 12 эвакуированных в наш район граждан.

В хуторе Долгогусевском расстрелян восемнадцатилетний Владимир Ксенафонтович Черкасов.
В хуторе Кубанском и его окрестностях захватчиками были убиты медик Тамара Исакова, красноармеец Копылов и пастух из посёлка Бжедуховского Аким Евгеньевич Юрьев. Необходимо отметить, что на территории хутора располагается братская могила, в которой захоронены лётчики В. Л. Греков и Ю. В. Докучаев (погибли в 1943 г.), стрелок М. С. Васищев, его два однополчанина (погибли при освобождении района) и партизанка Нина Илларионовна Исакова (расстреляна немцами 16 августа 1942 г.). По свидетельству очевидцев, её вместе с ещё одним мужчиной привезли на телеге из леса и расстреляли, а местные жители ночью закопали их прямо на месте расстрела. Улица, где произошла эта трагедия, носит название Партизанской.

В акте приведены данные о злодеяниях по селу Ново-Алексеевскому. В этом населённом пункте были схвачены и растерзаны 14 раненых рядовых и офицеров Красной Армии. Немецко-фашистские палачи учинили расправу и над восьмью эвакуированными в район гражданами.
Зверствовали оккупанты и в Воронцово-Дашковском сельсовете. В хуторе Лантратов было расстреляно 105 раненых красноармейцев и командиров Красной Армии. После освобождения села было обнаружено две ямы, в которых захоронено 104 военнопленных.
Официальные данные о потерях среди мирного населения и военнопленных в период оккупации Белореченского района на сегодня не учитывают сведений, представленных в актах Рязанской районной комиссии. По указанной административно-территориальной единице в течение 1943 г. было составлено четыре таких документа. Два из них сообщают о гибели жителей станицы Гурийской: Дениса Яковлевича Печённого (был расстрелян восточнее станицы возле железнодорожного моста) и Николая Егоровича Жиляева, расстрелянного в хуторе Фокин Войковского сельсовета. Там же был расстрелян житель хутора Спесивая Балка Агоп Артёмович Пегливонян. Родственники и свидетели арестов сообщали, что они сопровождались избиением, обысками и конфискацией имущества.

На территории Белореченского района документально
подтверждена гибель 596 мирных жителей и военнопленных
красноармейцев

После освобождения Рязанского района 30 января 1943 г. в окрестностях хутора Беляевского было обнаружено 13 ям с телами убитых и зверски замученных советских граждан (шесть ям располагалось на территории колхоза «Заря коммунизма», остальные – на южной стороне берега Тщикского водохранилища). При вскрытии ям было обнаружено 59 трупов, в том числе восемь детей в возрасте от восьми до тринадцати лет. Также комиссия в акте сообщает о трёх мужчинах, повешенных в лесу около хутора Северного.
Таким образом, в актах по Рязанскому району подтверждена гибель ещё 65 человек. Суммарно же по территории современного Белореченского района можно говорить о документально подтверждённых 596 погибших мирных жителях и военнопленных красноармейцах. При этом необходимо учитывать, что эти данные также не являются полными. Так, в сводке Советского информбюро от 10 февраля 1943 г. сообщалось, что гитлеровцы уничтожили свыше 200 жителей станицы Рязанской, в том числе были расстреляны председатель колхоза «Путь Ильича» Федосья Лоричева, бригадир колхоза «Пламя революции» Гавриил Беланов, супруги Сергей и Наталья Симоненко.
Музей города Белореченска, поисковики и волонтёры продолжают вести научно-исследовательскую работу, чтобы установить все имена погибших земляков и защитников белореченской земли.
Мария РОГОВА, хранитель музейных ценностей музея города Белореченска.

Оцените автора
Огни Кавказа