Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа – один из важнейших христианских праздников, который православная Церковь отмечает 19 января.
В этот день христиане всего мира вспоминают евангельское событие — крещение Иисуса Христа в реке Иордан. Крестил Спасителя пророк Иоанн Предтеча, которого также называют Креститель.
Второе название – Богоявление – дано празднику в память о чуде, которое произошло во время крещения. На Христа с небес сошел Дух Святой в облике голубя, и глас с неба назвал его Сыном. Евангелист Лука пишет об этом: «Отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!» (Мф. 3:14-17). Так была явлена в видимых и доступных для человека образах Святая Троица: голос – Бог Отец, голубь – Бог Дух Святой, Иисус Христос – Бог Сын. И было засвидетельствовано, что Иисус – не только Сын Человеческий, но и Сын Божий. Людям явился Бог.
Главная особенность богоявленского богослужения – освящение воды.
Воду на Богоявление освящают два раза. Накануне, в Крещенский сочельник, – Чином Великого освящения воды, который еще называют «Великой агиасмой». И второй раз – в день Богоявления на Божественной литургии. Первая традиция восходит к древнехристианской практике крещения оглашенных после утренней службы Богоявления. А вторая связана с обычаем христиан Иерусалимской церкви шествовать в день Богоявления на Иордан к традиционному месту крещения Иисуса Христа.
Когда была освящена вода, значения не имеет, но, как говорит Предание, в ночь на Крещение Господне все водное естество освящается и становится подобным водам Иордана, в которых был крещен Господь. А освящение воды — это видимый, торжественный церковный чин, который говорит нам о присутствии Бога здесь, на земле.
По традиции Крещенскую воду хранят, как святыню, до следующего праздника Крещения. Пьют её натощак, благоговейно и с молитвой.
Народные традиции праздника
Каждый церковный праздник находит свое отражение в народных традициях. Многие обычаи далеки от истинного христианства, но тем не менее интересны с исторической точки зрения – чтобы узнать народ лучше, чтобы суметь отделить суть Христова праздника от народной фантазии.
На Руси Крещение заканчивало святки, девушки прекращали гадания (сугубо языческое занятие), весь люд готовился к празднику, который, считалось, очистит от грехов, в том числе и греха гаданий.
На Крещение совершали великое водосвятие. В Крещенский сочельник воду освящали в купели, которая стояла в центре храма, а в сам праздник Крещения – в местном водоеме: реке, озере, колодце. Во льду прорубали «иордань» – прорубь в виде креста или круга. Рядом ставили аналой и деревянный крест с ледяным голубком – символом Святого Духа.
В день Крещения после литургии люди шли к проруби крестным ходом. Священник служил молебен, три раза опускал в прорубь крест, испрашивая на воду Божие благословение. После этого все сельчане набирали из проруби святую воду и весело обливали ею друг друга. Некоторые купались в ледяной воде, чтобы согласно народному поверью очиститься от грехов. Но к учению Церкви это не имеет никакого отношения. Купание в проруби (иордани) не является церковным таинством или обрядом, это именно народная традиция празднования Крещения Господня.
Подготовлено по материалам Интернета.