Чем отличается современная молодёжная организация, например, от самой известной в недавнем прошлом – комсомольской? Есть ли у неё идеология, цели, задачи? Как относятся нынешние молодые люди к прошлому и каким видят своё будущее?
Об этом мы говорим с руководителем центра «Новое поколение», подведомственного управлению по делам молодёжи администрации Белореченского района, казаком, лауреатом общественной премии в номинации «Молодое имя Кубани» за активную жизненную позицию, участником народного ансамбля казачьей песни «Линейцы» Владимиром РЕЗНИЧЕНКО.
– Владимир, мы встретились с Вами накануне Дня православной молодёжи, который по современному церковному календарю приурочен к празднованию одного из двенадцати главных евангельских событий – Встрече Богомладенца в храме с праведным Симеоном. И это не случайно. Вы являетесь представителем белореченской казачьей молодёжи, а казак, как известно, без веры не казак. То есть, сегодня именно в казачестве реально существует организованная верующая молодёжь? Можно сказать, что православие и есть главный объединяющий принцип?
– Я в казачестве с 16 лет (сейчас мне 25). Пойти туда было моим самостоятельным выбором. Однажды увидел по телевизору казачий парад и понял: это моё. О своём решении не пожалел ни разу, потому что встретил там людей, которых я могу называть братьями, в которых я уверен, что они готовы в любой момент встать плечом к плечу, помочь, поддержать. Этого сейчас очень не хватает. Уверен, что не случайно я нашёл себя в казачестве. Мой казачий род уходит корнями в историю белореченской земли: мои предки приехали сюда в 1862 году.
Говорю больше о себе, потому что, в отличие от официальных молодёжных организаций типа комсомола, современные молодые люди выбирают для себя объединения осознанно, по личному убеждению. И православие, действительно, основополагающий принцип нашего объединения. Да и в работе управления по делам молодёжи одним из главных направлений является духовно-нравственное воспитание. А где искать духовные источники, если не в вере, традициях своего народа, народной культуре?
– С казаками понятно, но как сотрудникам управления по делам молодёжи удаётся заинтересовать молодых людей православием, предлагающим систему жизненных ценностей, которые кардинально отличаются от ценностей, насаждаемых современным обществом?
– Мы систематически организуем встречи молодёжи со священниками, чаще всего с отцом Димитрием Гнездиловым из городского Свято-Покровского храма. Молодые люди позитивнее начинают относиться к вере, когда видят такого же, как они, молодого священника, умного, грамотного, прекрасно знающего историю и мировую, и местную, потому что он сам из казачьего рода. Он общается с молодыми людьми очень искренне, умеет убедительно объяснить всё происходящее со своей точки зрения. Обычно на таких встречах священника засыпают вопросами, что свидетельствует о большом интересе к православию.
Личный пример старших тоже играет большую роль. На все мероприятия казаки обязательно приглашают священника. В основном это благочинный Белореченского православного округа протоиерей Виталий Осипов, который очень тесно сотрудничает с казачьим обществом и всегда высказывает свою позицию. С общей молитвы начинается каждое правление, казачий круг. В праздники казаки несут службу по охране общественного порядка около храмов, помогают священникам. Я сам с этого начинал, помогал со старшими казаками отцу Николаю Зеленко в Свято-Успенском храме. Для меня было значимо, что я с людьми, которые несут свою миссию. Руководитель молодёжной казачьей сотни Олег Корольков активно привлекает к этому ребят. Ведь что-то же значит, когда молодой человек вместо сна идёт на всю ночь помогать в храме.
Со Свято-Успенским храмом сотрудничаем и мы, часто водим туда ребят пообщаться со священниками, познакомиться с азами православия.
– Но если честно, то не много молодёжи бывает на службах в храмах. Разве что люди семейные, которые приходят, чтобы причастить маленьких детей.
– Это так. Большая часть молодёжи живёт, скажем так, светской жизнью. Только и безбожниками современных молодых людей нельзя назвать, по крайней мере тех, с кем мы работаем и общаемся. Я и сам, признаться, хожу в церковь не каждое воскресенье. Мои посещения храма не связаны с праздниками или воскресными службами – иду, когда душа просит. И не обязательно что-то у Бога попросить, а в большей мере поблагодарить. Надеюсь, что с возрастом придёт большее понимание и потребность в посещении храма возрастёт. Пока ежедневные дела и заботы отнимают много времени и сил. Но я не сторонник мнения, что Бог в душе и в храм ходить не обязательно. Жить без Бога в душе невозможно, но быть с Ним только в душе тоже неправильно. Ходить в храм нужно. Человек не может быть обособленным от храма.
И среди наших молодых людей есть с кого брать пример. Это Артём Герасимук. Сейчас он служит в армии, а до этого помогал в алтаре священникам Свято-Успенского храма, при том что учился и в казачьей сотне активно участвовал. Он же смог совместить и церковь, и казачество, и светскую жизнь. Значит, это возможно современному человеку. Тот же отец Димитрий Гнездилов, казак, выбравший нелёгкую стезю духовного служения – ещё один яркий пример для молодёжи.
Мы понимаем, что началом всего служит семья. Но и мы, ставя задачу — показать, что современные казаки достойны памяти предков, что это люди, которые стремятся вернуть доброе имя казачьего народа своей жизнью, стараемся повернуть интерес молодёжи к традиционным жизненным ценностям. И без Церкви нам не справиться. Как сказал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, «сам факт возрождения казачества говорит нам о действии благодати Божией в человеческой истории…. Именно в казачестве преемственно сохранялись патриотизм, глубокая воцерковленность, жертвенная готовность защищать наши ценности…».
Вопросы задавала Любовь КАЛИНИНА.