Жизнь посвятил служению Богу 

Православие

ради спасения душ человеческих 

Кем мечтали стать советские мальчишки? Космонавтами, лётчиками, моряками. Повзрослев, выбирали менее романтичные профессии. Но мало кому из молодёжи в голову приходило посвятить свою жизнь служению Богу, разве только детям священников. Непонятно это было и чуждо строителям светлого будущего.

«Монашкин сын»

Николай Зеленко, родившийся пятьдесят лет назад в небольшом украинском селе, в юности тоже мечтал о больших городах, интересной работе. Он не связывал своё будущее с Церковью, хотя все на улице называли его «монашкин сын». Обидное для того времени прозвище он нёс смиренно – так мама научила. Она всегда верила в Бога и веру свою не скрывала. Открыто ходила по воскресеньям и праздникам в храм. 

– Была она старшей в многодетной семье, её отец, мой дедушка, ушёл на фронт, мать (бабушка) тяжело заболела, – рассказывает настоятель Свято-Успенского прихода города Белореченска протоиерей Николай Зеленко. – Попечение о младших сестрах и братьях она взяла на себя. Испытания, которые легли на плечи мамы в годы войны, только укрепили её дух.

Однажды на исповеди ей священник сказал: «За то, что ты сирот воспитываешь, учишь Богу молиться, будет твой сын большим человеком». А для неё, христианки, не было ничего выше служения Богу.

Только у сына были свои планы. Окончив школу, он поступил в медучилище. Наступило время идти ему служить в Армию. День призыва в жизни каждого мужчины – важная веха. Для спецгруппы (фельдшеров тогда направляли на армейскую службу всем составом), в которую входил Николай Зеленко,  он был ещё и необычным, так как выпал на первый день Пасхи. Вот уж односельчане поахали: «Это ж надо! Сына монашки на Пасху призвали!»

– Мама сказала: проводы в Страстную седмицу мы тебе не будем устраивать. Вот придут все из церкви, тогда и проводы проведём. Все будут в торжестве и радости, а ты – под благословением, – вспоминает отец Николай. – И правда, я исповедался, причастился, батюшка меня укрепил и благословил на службу. Да так укрепил, что я хотел свою жизнь с военной службой связать. Служил в Балашовском высшем лётном военном училище фельдшером эскадрильи. Был при звании, при положении. Но когда друзья начали уходить, мне стало неуютно. Решил тоже уехать.

Духовной жаждою томим…

Перед молодым человеком все пути были открыты. И поехал он в стольный Киев-град. Работал в здравпункте, подрабатывал на «скорой помощи». Как говорит отец Николай, много ему довелось увидеть сложных жизненных ситуаций, много боли и горя через своё сердце пропустить.

Он искал отдохновения в культуре. В Киеве для этого было всё – опера и оперетта, выступления «звёзд». Домой родным Николай Степанович сообщал: «Посмотрите телепередачу, меня там увидите. Мама, я в кино снимался!». Но мама без восторга встречала эти новости, говорила сыну: «Лучше бы ты не с экрана, а с церковного амвона к людям со Словом Божиим обращался» .

Однажды пошёл Николай Степанович в Киево-Печерскую лавру и, наконец, нашёл то, что искал. Там, пообщавшись со священником, побыв рядом со святыми, чьи мощи покоятся в пещерах,  ощутил умиротворение в душе и понял, что все эти годы его душа искала Бога. И путь открылся. Он поступил в Ставропольскую семинарию, стал священником. Милостью Божией 24 года назад отец Николай приехал в Белореченск, возглавил единственный тогда действующий храм.

Большой семьи глава

Было в его жизни и серьёзное испытание – Чернобыль, где после аварии на атомной электростанции он служил как военнообязанный и медработник. Перед медициной советская наука поставила определённые задачи, и Николай Степанович Зеленко с коллегами их выполняли, оставляя там собственное здоровье. У него мысли не возникало отказаться. Более того, будучи военнослужащим, добивался отправки в Афганистан, где, по его мнению, был нужнее.

Николай Зеленко считает, что медицина – это тоже высокое служение. Служение человеку. Облачённый в белый халат, Николай Степанович спасал жизни. Это не просто слова. Есть на его счету реальные случаи. Четверть века назад сменил отец Николай белый халат на священническое облачение, но поныне продолжает заботиться как о душевном здравии своих прихожан, так и о телесном. Он обязательно посоветует, как уберечься от гриппа во время пандемии, и первую помощь окажет, если кто-то в храме почувствует себя нехорошо. 

Семейная жизнь, к сожалению, у батюшки Николая не сложилась. Всю свою любовь он отдаёт нам, прихожанам, заботится о нас, как отец о семье. Бывает он и строгим, требовательным, стремясь сделать так, чтобы каждый ощутил благодать, восхитился благолепием, царящим в Доме Божием. 

Особой отеческой заботой настоятеля окружены дети. Батюшка хорошо помнит, как ему шестилетнему литургия казалась долгой, как с нетерпением ждал он конечной цели своего труда – сладостей, которые купит мама на обратном пути домой. Чтобы нынешние дети не скучали, пока родители молятся, трудами настоятеля появилась во дворе храма игровая площадка для малышей. Дети постарше занимаются в воскресной школе. 

Но отец Николай не мог смириться с тем, что дети, подрастая, уходят из церковной ограды. И вновь нашёл себе и своим единомышленникам большое дело – строительство Центра духовного просвещения молодёжи. И этот проект, казалось нереальный в нынешний экономически кризисный период, воплощается в жизнь! На расспросы, как ему это удалось, батюшка скромно отвечает: «По молитвам Господь даёт». 

Только Господь знает, сколько душевных и физических сил в каждое дело вкладывает сам батюшка. И посылает ему в помощь людей, способных помочь: облечённых властью, имеющих материальные возможности, а главное – неравнодушных. Отец Николай Зеленко с большой благодарностью называет главу района, сотрудников районной и городской администраций, являющихся прихожанами храма и помощниками настоятеля, благодарит депутата ЗСК Светлану Хобленко, всех, кто ежедневно трудится рядом с ним. Тепло вспоминает батюшка рабов Божиих Евгения, Людмилу других прихожан, отошедших ко Господу и много потрудившихся для храма и Церкви.

Труды и служение протоиерея Николая Зеленко отмечены высокими наградами святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, правящего архиерея митрополита Екатеринодарского и Кубанского Исидора, а также благодарственными письмами и грамотами мирской власти. Батюшка не придаёт им большого значения, помня материнский завет о том, что стяжать надо не земных, а небесных наград. Но знает отец Николай: воздаются они на Небесах, а заслужить их можно только на земле добрыми делами, и старается вовлечь в доброделание как можно больше людей во имя спасения их душ. 

Любовь КАЛИНИНА, прихожанка Свято-Успенского храма. Фото Сергея МАРТЫНОВА.

Оцените автора
Огни Кавказа