Белореченский садовод надеется, что через пять лет его сад будет самым большим

Сельское хозяйство

Большой фруктовый сад, просторный дом с окнами на этот сад, цветущий весной и радующий обильными плодами осенью. Рядом – пруд, на водной глади которого однажды остановятся отдохнуть дикие лебеди. И чтобы три поколения семьи жили здесь под одной крышей… Такая мечта у белореченского предпринимателя Олега Рябцева. О подобных мечтах не одна песня сложена. О тех же, кто берётся за их осуществление, обычно пишут не поэты, а газеты.

Как-то на киоске, реализующем лотерейные билеты, встретилась реклама: «Сбываем мечты». Самонадеянное, надо сказать, заявление. Ведь даже выиграв джекпот, получишь только деньги, на которые, конечно, можно приобрести сад, дом и пруд с лебедями, но то будет купленная, а не реализованная мечта. А Олег Рябцев привык всё делать сам и по-своему. Хотя деньги, безусловно, помогают продвигаться в любом деле. Олегу Николаевичу они тоже нужны всегда и своевременно.

– Эти деревья высажены осенью, они хорошо принялись и за сезон заметно подросли, развились. Здесь практически нет «выпавших», – показывает свой юный сад предприниматель. – А в ряду весенней посадки почти 50% саженцев засохло, да и выжившие малорослые, хилые. К тому же брать пришлось остатки посадочного материала, поэтому я даже не уверен, соответствует ли он заявленным сортам. Столько затрат впустую…

К сожалению, банковские операции не происходят мгновенно. Пока садовод оформил все документы на кредит, пока ждал согласования и подтверждения сверху, деньги получил уже поздней весной. И результат, как говорится, налицо.

Сад – это  как ребёнок

На вопрос, как к горожанину пришла идея заняться садоводством, Олег Николаевич пошутил:

– Вечером сад посадил, а утром понял, что обратного пути нет.

На самом деле опыт в сельском хозяйстве у Олега достаточный и к новому виду деятельности он подходил взвешенно, так как экономист по образованию и с работой на земле знаком с детства. Мама была бухгалтером в колхозе имени Ленина, дома тоже имелось немалое приусадебное хозяйство с садом-огородом, где дети трудились рядом с родителями. Поэтому когда федеральную структуру, в которой Олег Рябцев служил, реформировали, он взялся за нелёгкий, но самый надёжный бизнес – земледелие. Начинал с нескольких земельных паёв, выкупленных у бывших работников разорившегося совхоза. Сегодня возглавляемое им ООО «Полевод» обрабатывает 1300 га земли, на протяжении десяти лет производит зерно. Доходы «Полевода» позволили руководителю разработать инвестпроект, который теперь реализуется совместно с администрацией Краснодарского края. Так, год назад было создано новое предприятие – ООО «Первомайский сад» (названо в соответствии с местом расположения – на территории Первомайского сельского поселения).

– В полеводстве так:  хлеб вырастил, урожай продал и начинай снова. Всё по кругу. Сад – это совсем другое, – говорит Олег Николаевич. – Тут видишь, как деревце растёт, присматриваешься, чего ему не хватает… Сад заботы требует, как ребёнок. Его любить надо.

Бизнес с корнями

Корни деревьев, как известно, укрепляют почву. Опыт Олега Рябцева показал, что и семью скрепляют тоже. Заложив сад, он создал основу семейного бизнеса.

– Заметил, с каким интересом относится к саду мой брат, предложил и ему стать соучредителем. Он согласился, – поделился Олег Николаевич. – Сын Антон после школы поступил в Кубанский аграрный университет, в свободное время в саду помогает. Дочь Алина, окончив юрфак, осталась было в Краснодаре, но потом вернулась домой. Работает юристом у нас на предприятии.

Большие города его детей не манят. Поэтому просторный дом для Олега Рябцева – необходимость. И нужен ему такой дом, где каждому будут обеспечены комфорт и уют, условия для отдыха и развития.

Лебеди обязательно прилетят

Водоём, где могли бы отдохнуть перелётные птицы, в наличии уже имеется. Не ставок, конечно, и не пруд, а всего лишь накопитель воды для полива сада. Но лебедям-то какая разница!

Как рассказал предприниматель, всё сделано строго по проекту мелиорации, ни одного куба вынутого грунта не ушло на сторону. Снятый плодородный слой земли складирован рядом с водоёмом. Гравийная смесь частично пошла на отсыпку внутренних дорожек сада, оставшаяся ждёт своего часа в отвале.

– Я сам работал в органах, поэтому хорошо знаю, что может быть за нарушения в таком деле, – говорит Олег Рябцев. – Да и не подходит мой гравий для строительных целей, так как содержит много глины.

Дорога, проложенная по всему периметру ООО «Первомайский сад», действительно необычная – ярко-жёлтого цвета. Большая часть посадочных площадей захламлена остатками поломанных теплиц, оставшихся от предыдущих землепользователей.

– Будь моя воля, я бы всё быстро убрал, – поясняет Олег Николаевич, – но владельцы не дают, они это продают: деревянные конструкции – местному населению, остатки полиэтиленовой плёнки – сборщикам вторсырья. Хуже, что бросили собак. Если бы мне сразу сказали, что уезжают, я бы организовал собакам кормёжку. У нас же зерно своё, крупы сделать недолго.

– Белка! – позвал он собаку, которая успела продемонстрировать новому хозяину свою работоспособность и полезность, облаяв чужих (нас). – На! – бросил ей припасённую буханку хлеба. – Собак будем разводить, чтобы гоняли охотников за металлом и зайцев, которые настоящий бич для сада.

Посчитали… решили продолжать

Саду всего год, а на первых посадках уже получен, как выражаются специалисты, маркерный урожай. На тоненьких ветках крупные яблоки смотрятся нереально. Таковы особенности интенсивного сада.

– Не смотрите, что на некоторых яблоках повреждения. Мы их не обрабатывали, – объясняет садовод. – Просто нет смысла тратиться на средства защиты. Плоды первые три года на хранение вообще не годятся. Будем сдавать яблоки на сок. Поэтому строительство хранилища с холодильником можно отодвинуть, а деньги направить на продолжение закладки сада, на противоградовую сетку (каркасы под неё устанавливаются сразу со стойками для шпалеры).

Всего здесь планировалось высадить деревья на 120 га, то есть вырастить самый большой сад в Белореченском районе. Но по материальным причинам удаётся закладывать лишь по несколько гектаров. Так, в этом году посадили 2,5 га, планируют до конца года до пяти довести, если деньги позволят. При том что, по словам Олега Рябцева, власть на всех уровнях (глава района, губернатор) помогает сельхозпроизводителю, при значимой господдержке (в прошлом году получили по 846 тысяч рублей на гектар закладываемого сада, а в этом обещают по 1 млн 300 тысяч рублей) садоводство остаётся сложным и высоко затратным по финансам и ручному труду бизнесом. Так что до финала начинающему садоводу, похоже, ещё идти и идти. Возможно, с помощью не только детей, но и внуков.

– Я человек упёртый, я всё сделаю, – с решимостью опровергает мой пессимизм Олег Николаевич. – Столько сил и денег вложено, что остаётся только продолжать. Вот увидите, через пять лет самый большой сад здесь будет.

Оцените автора
Огни Кавказа