И глаза не боятся, и руки всё умеют: овощи растить, коров доить, сыр варить…

Сельское хозяйство

О невысокой доходности работы на земле народ пословицы ещё с ветхозаветных времён складывал, мол, сытым будешь, а богатым – и не надейся, от трудов праведных не нажить палат каменных. Но житель хутора Подгорного Агас Багдасарян решил опровергнуть эти утверждения. 

Он много трудится для того, чтобы построить себе дом вместо хаты, слепленной из подручных материалов лет сто назад предками предыдущих хозяев. В этой хате Агас живет с 1992 года. 

– На жизнь хватает, а вот накопить не получается, – признаётся он. – Трат много: гости за гостями приезжают… Но в этом году всё равно начну стройку.

Он уже и место под фундамент подготовил. Глядя на пустующую землю, вздыхает. На его участке в 20 соток каждый квадратный метр должен прибыль приносить, чтобы мечта о доме сбылась. И теперь из-за того, что пришлось сократить посадочные площади, Агас Багдасарович вынужден экспериментировать, внедрять альтернативные технологии выращивания овощей, используя народный опыт. 

– Посадил вот огурцы в бочки, – демонстрирует хозяин новшество. – Понравилось. Не нужно полоть и при этом стараться не повредить плетей, они просто свисают. Подошёл, легко собрал огурцы. И урожай не хуже, чем на земле. 

Рядом в самодельной теплице – тоже огурчики, совсем молоденькие (и это в августе!). В огороде грядки поражают пышными растениями. Густая яркая щетка тархуна, чуть дальше – фиолетовый ароматный базилик, баклажаны по пояс, шикарный перец, молодая фасоль вьющаяся на шпалерах и кустовая, предназначенные для заготовки на зиму. Всё заботливо ухожено, щедро усыпано плодами. Тем не менее, Агас Багдасарович недоволен:

– В этом году урожай не очень. В прошлом году баклажаны под два метра выросли, как деревья, и фасоль выше, чем сейчас. Наверное, на этой стороне земля хуже. Буду причину искать. 

– Здесь чеснок был, – кивает он в сторону пустого клочка земли и смущённо оправдывается за непорядок на клубничной плантации:

– Портулак откуда-то взялся. Не успеваю выпалывать.

– Его во многих национальных кухнях считают деликатесом, а ещё маринуют, – пытаюсь порадовать огородника.

– Вкусно, даже если просто отварить, добавить чеснока и мацони. Но мне не до того. Времени не хватает на всё. У меня же ещё коровы. 

На подворье Багдасаряна аж семь коров, из них три дойные. Днём они со стадом на пастбище. Но дома в сарае ещё телята остаются – бычки на откорм. Кроме овощей и пряной зелени, ЛПХ Багдасаряна производит мясо, молоко, творог, брынзу… С реализацией продукции, особенно животноводческой, проблем у него нет. 

Список постоянных покупателей очень плотный. Втиснуться в него сложно. Даже если кто-то из хороших знакомых хозяина захочет у него молока купить, то придётся несколько недель ждать «свободных» двух-трёх литров. 

На этом настроенном на получение продукции подворье нашлось место и для цветов. Не на продажу – для души.

– Красота во дворе нужна, – считает хозяин.

Причем широкий палисадник отдан сортовым дорогим тюльпанам. 

– Жалко, не могу показать, какие они красивые, – сожалеет Агас Багдасарович. – Не смотрите, что всё тут заросло. Траву оставил специально, чтобы молодые луковицы не сгорели, как в прошлом году.

Самое удивительное, что со всеми этими неисчислимыми делами управляется всего одна пара рук. Оказывается, Агас Багдасарян холост. Даже странно, что к такому обаятельному, трудолюбивому, пользующемуся уважением среди местного населения, образованному (ветврач по профессии) молодому мужчине не выстроилась очередь из претенденток на вакантную должность его спутницы жизни. 

– Работы боятся, – с понимающей улыбкой объяснил Агас Багдасарович. 

И, наверное, он близок к истине, если вспомнить, что за молоком сюда идут жители двух хуторов (Подгорного, Грушёвого) и станицы Гончарка соседнего района. А с другой стороны, при такой востребованности продукции у крестьянина обязательно будет добротный и красивый дом как результат его большого труда на земле. 

Любовь КАЛИНИНА. Фото Сергея АДАМОВА.

Оцените автора
Огни Кавказа