Узнав, что мы приехали на его плантацию солнечной ягоды, чтобы подготовить публикацию ко Дню клубники, Георгий Кленин удивился:
– Откуда вы знаете, что 18 июня – наш день? Это же мы с Игорем Богородским из посёлка Заречного его придумали, когда однажды собрались с клубничниками отметить завершение сезона…
Вот так и выясняется, что к настоящему моменту не только лучшие стихи и музыка были написаны в прошлые века, но даже праздники «чисто для своего круга» кто-то успел раньше установить. Только как бы то ни было, День клубники является своим, а не международным, для Белореченского района, который по праву считается клубничной столицей Краснодарского края.
Встретились мы с Георгием за неделю до официальной теперь даты окончания массового сбора ягоды, ведь именно она должна была стать главной героиней на фотоснимке. И подгадали к тому моменту, когда свежесобранную ароматную до головокружения клубнику привезли с поля к холодильникам.
Георгий Кленин – клубничник во втором поколении. Он с большим уважением рассказывает об основателе фермерского хозяйства Владимире Ивановиче Федорченко, который Георгию приходится тестем. Это как раз тот случай, когда представитель старшего поколения дал детям «не рыбку, а удочку», выделив сыну Ивану с невесткой Верой и дочери Елене с зятем Георгием землю с посадками клубники.
Благодаря огромному опыту Владимира Ивановича и современному подходу к бизнесу Георгия семейное дело развивается. Так появились собственные холодильники и даже фирменная вывеска «Клубника от Иваныча».
– Мне не понравилось, когда к вечеру мы остались с собранной клубникой в поле, потому что заказчик не смог её забрать, – пояснил молодой хозяин. – Тут хочется упасть и заснуть, а нужно ягоду куда-то везти, реализовывать. Так появилась идея приобрести холодильники, с которыми подобных проблем нет, да и закупщики охлаждённую охотнее берут как более транспортабельную. Охлаждённая сразу после сбора ягода дольше хранится и без специальных обработок, в отличие от импортной.
Хлеб земледельца вообще нелёгок, у клубничника же в разы труднее. В горячую пору день его начинается в три часа ночи, в оставшиеся 11 месяцев года лишь на пару часов позже. Хотя в минувшую зиму бывали дни, когда спать вообще некогда было, приходилось снег с теплиц скидывать круглосуточно. Буквально 15 минут могли решить судьбу будущего урожая.
– Я отлучился совсем ненадолго в Великовечное, – вспоминает Георгий те дни, – вернулся, а самая большая теплица, на которой собрался срезать плёнку, чтобы металлоконструкции сохранить (уже и специальный инструмент подготовил), сломалась под тяжестью снега. Я очень расстроился, но потом понял, что от гораздо большей беды спасся, ведь всё это могло свалиться на меня…
– Массовый сбор клубники скоро закончится, Вы можете подвести предварительные результаты? – интересуемся у фермера.
– В этом году всё плохо, – подвёл он неутешительный итог. – Зима выдалась тяжёлая, затрат понесли много, а цены нет. Навезли импорта. Много на рынке фальсификата. Зарубежная клубника дешевая, так как фермеры там получают дотации. А качество её ниже. Вот и выдают турецкую, например, за нашу. Мы сумели отследить одного недобросовестного поставщика. Он перекладывал импортную ягоду в нашу тару, наклеивал этикетки с информацией, что клубника из фермерского хозяйства
И. В. Федорченко Белореченского района. Даже сертификаты предоставлял, правда, устаревшие. Пресекли и через суд заставили в пользу Ивана Федорченко компенсацию выплатить. Но это всего один случай из тысяч. Мы создали страницу в Инстаграм @geo_fermer, чтобы каждый мог зайти и убедиться, что в марте, апреле нет и не может быть белореченской ягоды, потому что в районе нет отапливаемых теплиц с дополнительным подсвечиванием. Всё, что продаётся под маркой «клубника Федорченко» или «клубника из Белореченска» ранней весной – самый настоящий обман покупателя.
Нам сравнить белореченскую разогретую на солнце сладкую и ароматную клубнику, которой угостил нас гостеприимный хозяин Георгий Кленин, к счастью, не с чем, но мы и без этого знаем, что на каждой белореченской ягоде можно смело ставить знак качества.