Пассажирские перевозки в Белореченском районе: проблемы, вопросы и решения

Соцсфера

Сложно переоценить важность общественного транспорта для жителей малых городов и районов. Поездки на автобусах – это экономичная альтернатива такси и личному автомобилю, особенно для тех, чей семейный бюджет ограничен или кому нужно ездить на небольшие расстояния. Сегодня мы решили пообщаться с Филиппом Кондратом, директором ООО «ТОН», осуществляющего пассажирские перевозки в городе Белореченске и Белореченском районе.

– Филипп Адамович, расскажите, сколько маршрутов обслуживает ваше предприятие, каким парком автобусов располагает?

– Мы обслуживаем 6 городских и 26 пригородных маршрутов. При этом на каждом городском маршруте работает по нескольку автобусов, а на пригородных, как правило, по одному, хотя бывает и больше. Всего у нас на регулярных маршрутах задействован 51 автобус.

– Сегодня многие пассажиры жалуются на нехватку автобусов и на малую вместимость существующих. Работаете ли вы над решением этой проблемы?

– Да, такая проблема действительно есть, и я ее видел давно, бил тревогу, искал пути решения. Приобрести новые автобусы на средства, которые мы собираем с населения при действующем тарифе, невозможно. А о государственных или ведомственных программах на этот счет мне неизвестно. Обращался за помощью к главе района Сергею Сидоренко и главе города Александру Абрамову. Специалисты районной и городской администраций провели большую работу, больше года совместно искали пути, чтобы нам помочь. Пока безрезультатно. Есть льготные программы для малого бизнеса в других отраслях, но в транспорте – нет.

А ведь в свое время я более 20 лет проработал в ПАТП и могу сказать, что за те годы мы ни один автобус не приобрели за средства предприятия. Существовали различные программы, благодаря которым на покупку автобусов мы получали финансирование из краевого или федерального бюджета.

Пассажирские перевозки в Белореченском районе: проблемы, вопросы и решения
Филипп Кондрат, директор ООО «ТОН»

– Сейчас планово-бюджетной системы нет, и все мы уже давно живем в рыночных условиях. Получается, что вы так и не смогли приспособиться к рынку?

– Основной удар рынок нанес по крупным предприятиям, значительная часть которых обанкротилась. Но на их месте появились малые предприятия, которым было проще выживать в рыночных условиях. Из ПАТП я ушел, когда оно уже полностью было на коленях. В 2005 году было создано предприятие «ТОН», и я начал практически с нуля. Несколько раз пришлось брать кредиты – на приобретение земельного участка, на покупку автобусов. Вроде бы и тарифы тогда были небольшие, но средств хватало и кредиты выплачивать, и предприятие развивать. Существовали льготные программы для малого бизнеса, по которым нам часть расходов государство субсидировало. Да и цены тогда были совсем другие: первые «Газели», которые мы приобрели, стоили 260 тысяч. А сегодня «Газель Next» стоит 4 млн 700 тысяч рублей, а «ПАЗ Вектор» – 5 млн 742 тысячи рублей. Но парк обслуживающих городские и пригородные маршруты автобусов с каждым годом стареет, и, по-хорошему, ежегодно надо менять 5-6 единиц.

– А возможность приобретения автобуса в лизинг рассматривали?

– Лизинг, то есть долгосрочная аренда с последующим выкупом, – это дополнительные расходы. За тот же «ПАЗ Вектор» мы в итоге заплатим уже не 5 млн 742 тысячи рублей, а на полтора миллиона больше – 7 млн 272 тысячи.

– И мы снова возвращаемся к тому, что покупать новые автобусы придется за счет предприятия?

– Да, путь остается только один – за счет перевозчика. А у перевозчика только одна статья доходов: оплата пассажиров за проезд. Как бы мне этого не хотелось, нам нужно повышать тарифы.

– А как сейчас формируются тарифы?

– Раньше мы всегда работали на регулируемых тарифах. Для того чтобы его изменить, мы предоставляли в краевой департамент государственного регулирования тарифов целую кипу расчетов – до 500 листов в папке. Вначале можно было учитывать только то, что мы затратили. Потом стали применять нормативы. Но проблема в том, что цифры официального прогноза, которые мы имели право применять в расчетах, очень сильно отличались от факта. Так, при расчете действующего тарифа мы согласно прогнозам должны были увеличить заработную плату на 4%, топливо должно было вырасти на 1,6%, автошины – на 4,4%. А фактически зарплату мы были вынуждены увеличить на 11,9%, топливо подорожало на 5,2%, автошины – на 18,3%.

– То есть, опережающий рост цен изначально не позволяет рассчитывать на справедливый тариф?

– Получается так, но и это еще не все. В последние годы вышло много федеральных законов, направленных на обеспечение безопасности пассажира, согласно которым мы должны были применять много новшеств. И все бы хорошо, но все эти новшества стоят денег.

Например, система контроля ГЛОНАСС. Хорошая технология, отслеживается каждый автобус. Но для того чтобы эта система работала, оборудование надо установить на каждое транспортное средство: круизный лайнер, гигантский аэробус или маленькая «Газель». Стоимость установки при этом одинаковая. Установили, а законодательство изменилось. Раньше нас видели только региональные операторы, теперь должна видеть и Москва. Пришлось оборудование менять.

Еще одно новшество: тахограф – контрольное устройство, отслеживающее режим труда и отдыха водителя, чтобы он не перерабатывал. На сегодня тахограф обязателен на автобусах, обслуживающих пригородные маршруты. Но с 1 марта 2024 года будет обязательна установка тахографов и на городских маршрутах. Стоимость этого «удовольствия» по нынешним ценам – около 800 тысяч рублей. А на установленных тахографах в 2024 году выходит срок СКЗИ, криптопроцессоров, шифрующих и записывающих данные тахографа в собственную память. От стоимости тахографа стоимость СКЗИ составляет около 80%.

Следующее нововведение: контрольно-кассовые машины (ККМ). Когда-то мы продавали билеты обыкновенными рулонами, а теперь на нашем предприятии ККМ больше, чем в любом супермаркете. Правда, из-за того, что требования законодательства и в этом вопросе менялись, мы теперь контрольно-кассовые машины не приобретаем, а берем в аренду.

Реализации большого числа позиций подразумевает закон о транспортной безопасности. Начиная с того, что на каждом транспортном средстве, даже на «Газели», должен быть ответственный за безопасность с точки зрения антитеррора. Мы, конечно же, возложили эти обязанности на водителей, но для этого их пришлось обучить в специальных организациях и аттестовать.

Еще одно требование – установка видеонаблюдения в каждом автобусе. В зависимости от величины в каждом автобусе необходимо установить от трех до четырех камер видеонаблюдения. На сегодня видеонаблюдением оборудовано уже более 40% автобусов. Мы потратили на это 720 тысяч рублей в этом году, а чтобы завершить эту работу, понадобится еще порядка одного миллиона рублей.

Замечу, что расходы на покупку, установку и обслуживание этого оборудования в формуле расчета тарифа не были предусмотрены.

– Надеюсь, законодатель в ближайшем будущем устранит эту нестыковку?

– Законодатель пошел по другому пути. С 2023 года тарифы стали нерегулируемыми. Теперь перевозчик сам определяет, сколько ему надо денег для того, чтобы выполнить все мероприятия согласно федеральному законодательству, сколько ему надо транспорта приобрести, какую платить заработную плату. При этом изменилось и отношение контролирующих органов. Теперь с нас совсем другой спрос со стороны тех же проверяющих: вам дали свободные тарифы – делайте их такими, чтобы выполнить все федеральные законы.

– Как я уже понял из нашей беседы, повышение тарифа неизбежно. Когда это произойдет?

– С 1 ноября этого года стоимость проезда по городу будет увеличена с 28 до 35 рублей. На пригородных маршрутах тариф также будет увеличен, в среднем на 11 %. При этом мы позаботились о том, чтобы цена билета на дальних маршрутах (в Рязанское, Бжедуховское, Черниговское поселения) изменилась меньше, чем на ближних. Я очень переживаю по поводу повышения тарифов, но мы не можем поступить иначе. Понимаю: значительная часть наших пассажиров – это малообеспеченные люди. Для этой категории граждан предусмотрены льготы по линии соцзащиты.

– Насколько мне известно, приобретение новых автобусов – это не единственная ваша проблема. Дефицит кадров: когда он появился и как с ним бороться?

– Проблем с кадрами, на что часто жаловались в «Чайке» и «Елизавете», у нас никогда не было. Никогда… до пандемии.

В 2020 году были приняты довольно жесткие меры: работать нам разрешали час-два утром и час-два вечером. Ни водитель не зарабатывал, ни предприятие. Людям надо было жить, а я мог платить им только минимум. Уходить стали самые молодые и работоспособные. И вот с тех пор даже после снятия всех ограничений у нас появился дефицит водителей. Сегодня очень много мест, где можно заработать гораздо больше. Это тоже заставляет нас повышать заработную плату, иначе все разойдутся.

– Каков сегодня средний возраст ваших водителей?

– От 34 до 40 лет – 6 человек, от 41 до 50 лет – 18 человек, от 51 до 60 лет – 30 человек, от 61 до 70 лет – 29 человек. То есть, основной состав – от 50 до 70 лет. И я понимаю, что даже при самом лучшем раскладе они тоже будут уходить – хотя бы в силу возраста.

При этом я готов за счет предприятия обучать водителей на категорию «Д». Это касается всех желающих у нас работать. Официальная зарплата у наших водителей сейчас – 29 тысяч рублей. При этом в зависимости от марки автобуса можно заработать и больше.

Когда-то у нас в районе целая школа была по обучению водителей. Два раза в год набиралась группа по 25 человек. Не все они шли работать водителями, но это была кузница кадров. В то время легковых машин было мало, молодым парням интересно было, а сейчас легковых много – зачем им этот автобус? С автослесарями тоже намечается проблема. Надеюсь, в Белореченском индустриально-технологическом техникуме учтут эту потребность и возобновят обучение этим специальностям.

– Завершая наш разговор, хотелось бы услышать, что изменится для наших пассажиров в лучшую сторону?

– В городе мы будем менять так называемые «маршрутки» на автобусы большей вместимости. В первую очередь – маршрут №2 и маршрут, обслуживающий микрорайон «Северный». То есть, у человека будет больше шансов уехать вовремя даже в час пик.

Почему сейчас стало больше людей в час пик? Очень сильно выросли цены у таксистов. Это произошло не оттого, что им так захотелось. Когда возили нелегально – было дешево, но сегодня эту сферу легализовали, а значит, таксисты тоже должны выполнять все требования закона, и, следовательно, они уже не могут возить дешево. А что делать пассажирам, которые раньше ездили на такси? Они пошли на автобусы.

В пригородах уже почти везде поменяли автобусы, маленькие остались только на маршруте в хутор Терновый, но там плохая дорога – другие просто не пройдут. При этом я не могу не отметить, что в последние годы качество дорог в городе и районе значительно улучшилось. Благодарен главе района Сергею Васильевичу Сидоренко и главе города Александру Владимировичу Абрамову за то, что следят за состоянием дорог и вовремя их ремонтируют. Чем меньше ям – тем лучше ходит транспорт!

Оцените автора
Огни Кавказа