Ночное дежурство подходило к концу. Хирург хирургического отделения центральной районной больницы Александр Лапушкин уже планировал предстоящий день: сколько времени на отдых, сколько – на приём больных… Но в семь часов утра его срочно вызвали в приёмное отделение. Поступивший мужчина был в тяжёлом состоянии, с большой потерей крови.
Несмотря на многочисленные ранения лица, Александр Юрьевич узнал в пациенте 56-летнего Михаила, отца которого ранее оперировал. Сопровождавшие больного родственники рассказали, что Михаил получил ранения в результате работы с «болгаркой» (УШМ – угловая шлифовальная машинка). Но опытный хирург сразу отверг это утверждение и прямо спросил у самого Михаила: «Это взрыв? Что взорвалось?» При всей тяжести своего состоянии мужчина понимал, чем грозит ему взрыв боевого снаряда, и лишь приложил палец к губам, мол, тихо, доктор, не надо об этом. Пациента поместили в реанимационное отделение, где оказали необходимую медицинскую помощь.
Исполняющий обязанности заведующего травматологическим отделением Гарик Овелян спокойно собирался на работу и тоже мысленно планировал предстоящий день. Планы изменил звонок коллеги, который попросил срочно приехать в больницу – нужна консультация травматолога.
– Какими бывают травмы от «болгарки» я прекрасно знаю, – поделился Гарик Мкртичович. – У меня такие пациенты бывают чуть ли не каждые два дня. Ранения осколками разорванного диска или из-за нарушения техники безопасности при работе с опасным инструментом обычно поверхностного характера, а тут, кроме ранения осколками шеи и лица, оторваны (а не срезаны) пальцы руки и явно глубокое ранение груди. Я так и объяснил пациенту: если он не скажет, что произошло, то помощь может быть не адекватной, и он умрёт. Тем более что в полицию об этом факте уже сообщили, как это требуется по закону, и, скорее всего, полицейские уже осмотрели место происшествия. Тогда мужчина признался, что хотел распилить патрон, порох из него высыпал, а о взрывчатке не подумал.
Жизнь человека висела на волоске, поэтому хирурги (к Александру Юрьевичу и Гарику Мкртичовичу подключился опытнейший доктор заведующий хирургическим отделением Александр Субчев) сообщили об этом в краевую санавиацию. Сами же продолжили операцию. С семи часов до одиннадцати врачи не отходили от больного. Каждый занимался своим делом, работая над ранами. Хирург Лапушкин вскрыл грудную клетку раненого, чтобы наложить швы на пробитое лёгкое (такую операцию далеко не каждый хирург может выполнить). Чётко сработала и врач реаниматолог Елена Бондаренко, принявшая пациента. Её сменил заведующий реанимационным отделением Сергей Азарянц. Медицинские и хирургические сёстры помогали докторам, выполняя все необходимые процедуры и ассистируя хирургам.
К тому времени, когда из Краснодара прибыл реанимобиль, оборудованный всем необходимым для перевозки пациента, жизнь раненого была вне опасности. Краевые специалисты отметили, что всё было сделано на высоком профессиональном уровне.
Сейчас пациент находится в Первой краевой клинике имени С.В. Очаповского. Из-за собственной безответственности он теперь останется инвалидом, так как потерял единственный зрячий глаз (выбило осколком), пальцы руки и в целом здоровье.
Сами же доктора: Александр Лапушкин, проработавший полторы смены, Гарик Овелян и Александр Субчев, оставившие на полдня свои отделения и пациентов, в ответ на восхищение их профессиональным подвигом, попросили обратиться к белореченцам с просьбой быть осторожнее, работая с инструментами, чётко следовать инструкциям по технике безопасности, так как написаны они кровью многих пострадавших людей, и своевременно обращаться к врачам, если почувствовали себя нехорошо. Это рекомендации от врачей, которые желают всем нам здоровья и пореже становиться пациентами даже самых лучших хирургов.
Любовь КАЛИНИНА.