В тот день глава многодетной семьи из хутора Долгогусевского Сергей Корниенко остался в доме один. Ранним утром жена Элеонора вместе с детьми уехала в православный лагерь под Апшеронск.
Знакомые давно рассказывали об этом удивительном месте, и супруги, наконец, решили свозить туда детвору. Двоим взрослым не с руки было ехать: хозяйство, огород 30 соток… На кого это бросишь? Да и поездка всего на три дня, соскучиться не успеешь. Прощаясь с близкими, Сергей пошутил: «Езжайте, езжайте. Хоть отдохну от вас».
Но в течение всего дня Сергей Васильевич даже не присел. Забот у многодетного отца, как всегда, невпроворот. Съездил в город в управление опеки, оплатил в банке кредит, записал к стоматологу младшего сына, в строительном центре заказал профнастил, вернулся, управился по хозяйству, помыл машину… Уже вечер. В дом мужчина вошел, когда стало смеркаться. Включил свет в прихожей и замер. Его окутала оглушительная тишина. Дом походил на заброшенный улей. Как, оказывается, за эти годы Сергей привык, что, стоит лишь переступить порог дома, обгоняя друг друга, навстречу мчатся дети, обнимают, целуют, одновременно что-то рассказывают…
Мужчина прошел в кухню. Несмотря на усталость, ему абсолютно не хотелось есть. Сергей вообще никогда не ел один. Эта привычка появилась у него сразу после свадьбы. Он постоял минуту, повернулся, и ноги сами понесли его к комнатам детей.
Мальчики, девочки…
Как все мужчины, С. Корниенко мечтал о сыне, но жена родила ему двух дочерей. И пока девочки подрастали, отцу мечтать о сыне было некогда. Накануне перестройки молодой отец остался без работы и по просьбе матери переехал с семьей из Гулькевичского района в Белореченский. Здесь ему пришлось начинать все с нуля: искать работу, строить дом…
Шло время. Старшая дочь Анна после школы поступила в вуз и уехала в Краснодар. И когда младшая дочь Оксана пошла в седьмой класс, супруги впервые всерьез задумались – они не представляли свою жизнь без детей.
В 2008 году Сергей и Элеонора Корниенко окончили Школу приемных родителей. Но брать в семью детей не спешили. Еще два года они взвешивали все «за» и «против». Смогут ли заменить чужим детям родителей, будет ли детворе у них тепло и комфортно, хватит ли любви, здоровья, терпения, средств, в конце концов. Одновременно супруги благоустраивали будущие детские комнаты, посещали приемную семью Есиповых, что живет по соседству и воспитывает 8 детей.
И когда они вновь приехали в районное управление по вопросам семьи и детства, там никто не удивился, все почему-то были уверены, что супруги Корниенко обязательно вернутся.
В тот же день Сергею и Элеоноре предложили познакомиться с двумя сестрами, оставшимися без попечения родителей. Младшей Ангелине было 1,5 годика, старшей Вике – 5,5. Уже неделю дети находились в ЦРБ и ожидали отправки в реабилитационный центр. Заглянув в глаза девочек, супруги моментально приняли решение.
По большому счету, какая разница, мальчики это или девочки. Все они дети, которым необходимы любовь и забота…
Оформляя документы, Корниенко чувствовали внутренний подъем. А уже дома выяснилось, что сестры плохо говорят. Жена Сергея занималась с детьми каждый день. А по ночам супруги боролись со страхами Ангелины. У девочки был нервный срыв, и она, сидя в кроватке, кричала ночи напролет. Приемная мама практически не спала.
– Геля засыпала минут на 20, – рассказывает отец, – и лишь тогда, когда жена держала ее за ручки.
Глубоко и спокойно спать малышка начала через полгода. Тогда же супругам сообщили, что родная мать девочек хочет восстановить свои родительские права. Сказать, что Корниенко расстроились, значит, ничего не сказать.
Где двое, там и четверо
Чтобы помочь приемным родителям пережить этот удар, специалисты органов опеки предложили им познакомиться с мальчиком из детского дома станицы Холмской. Белокурый и голубоглазый Алексей сразу понравился супругам. Их даже не смутил тот факт, что у 5-летнего мальчика есть старшая сестра Наташа. Корниенко были готовы забрать обоих. Дети уже год находились в детском доме. Но предложение супругов переехать к ним девочка встретила рыданием: «Не хочу! Не пойду! Не поеду!».
Разговорившись с персоналом учреждения, Сергей и Элеонора выяснили, что на самом деле детей не двое, а четверо. Все из одной семьи. И 9-летняя Наташа для них была вместо мамы и папы, заботилась о них.
Успокоившись, Наташа объяснила, что без двух малышей, Юли и Жени, которые еще живут с матерью, она никуда не поедет.
Здесь надо пояснить, что таким образом представители опеки давали женщине очередной шанс вернуться к нормальной жизни…
Удивленные и одновременно восхищенные не по годам серьезным поведением девочки, Корниенко вернулись домой. Позже они обратились в органы опеки с просьбой не разделять детей и готовностью взять всех в свою семью.
– Мы не могли травмировать Наташу, – рассуждает Сергей Васильевич. – Рано или поздно она бы стала разыскивать малышей. Неправильно было детей разделять. Роднее друг друга у них никого не было.
К сожалению, родная мать четверых детей не одумалась, не захотела сделать в своей жизни что-то самое важное, главное. И ее лишили родительских прав. Сестры Вика и Ангелина тоже остались в приемной семье. Так супруги Корниенко стали родителями сразу шестерых детей.
Мамой и папой быть непросто
Вообще-то, когда история этой приемной семьи только начиналась, детей у Сергея Васильевича и Элеоноры Алексеевны было семеро. Семиклассница Оксана еще жила с родителями.
– Было очень тяжело физически, – признается С. Корниенко. – Наташа, Леша, Юля и Женя вообще ничего не умели. Дети понятия не имели, как из-под крана набрать воды, умыться, почистить зубы. Когда мы первый раз купали 2-летнего Женю, он, как котенок, пищал и царапался. Мальчик очень боялся воды. Услышав ее шум, закрывал глазки и плакал.
Много проблем со здоровьем оказалось у 3-летней Юли. Девочка знала всего несколько слов, понятных лишь ей одной. После обследования медики сообщили родителям, что у малышки задержка развития и надежды хоть что-то изменить нет. Предупредив о тщетности каких-либо усилий, на девочке по сути поставили крест.
Но Сергей и Элеонора не сдавались. Приемные родители занимались с детьми.
Сегодня Юля успешно окончила первый класс.
– Она у нас умница, – хвалят родители, – быстрее всех в классе читает.
Сейчас даже медики удивляются успехам девочки. Сомневаются, что без специалистов можно было достучаться до ее сердца, расшевелить. А какие в хуторе могут быть специалисты? У супруги Сергея нет даже педагогического образования. Зато есть безграничная любовь к детям.
Да что там о младших говорить. Даже у старшей Наташи, когда родители отвели ее в третий класс, не оказалось необходимых знаний. В свои 9 лет девочка не знала алфавита, в то время как ее сверстники уже читали по-английски. Наташа проучилась неделю, и Корниенко решили перевести ее во второй класс. Не было смысла мучить ребенка. Не ее была в том вина.
Зато сейчас у 13-летней Наташи в школе всего одна «четверка». При этом девочка занимается с репетитором лишь по английскому языку. Остальные предметы делает с мамой.
– Все было: и обиды, и слезы, и учебники по комнате летали, – смеется Элеонора Алексеевна, – зато теперь дочка с гордостью приносит из школы грамоты.
В минувшем учебном году Наташа заняла третье место в муниципальном этапе олимпиады по кубановедению.
– У нас самая-самая лучшая мама, – уверена Наташа. – Она если и поругает чуть-чуть, то тут же простит. И пяти минут не проходит, как мама забывает обиду.
По словам Э. Корниенко, они с мужем теперь спокойны за свою дочь. Она очень самостоятельный человек: и борщ может сварить, и постирать, и погладить.
Удивительно, но в семье, в которой еще несколько лет назад дети не знали букв, чтение стало семейной традицией. У младших Корниенко и дня не проходит без книги. И если раньше детям читала мама, то теперь – они ей.
Любимая всеми детьми книга – о Гарри Поттере. Но есть в семейной библиотеке и детская библия. Родители стараются, чтобы дети знали и историю своей страны, и основы православия.
– Вечерами мама садилась у кровати малышей и читала сказки, – рассказывает Леша, – читала громко, чтобы все мы ее слышали.
В этом году Леша и Вика окончили четвертый класс. И если Вике учеба дается непросто, то для Леши отличным стимулом стали тренировки по дзюдо. Уже год Сергей Васильевич трижды в неделю возит Лешу и Женю на занятия в Молодежный центр Белореченска. Времени на это уходит много, но, считает отец, оно того стоит. 10-летний Алексей подает отличные надежды. В копилке мальчика уже две медали районного уровня. 6-летний Женя хоть еще не занимается борьбой всерьез, но уже с интересом разминается вместе с ребятами.
А чего стоят пикники на природе, которые периодически устраивает для детей их отец. Уха, шашлыки… Сергей Васильевич умеет готовить. Особенно дети любят его плов.
Авторитет отца в этой семье очень высокий. Ведь он воспитывает детей на собственном примере: ведет здоровый образ жизни, мастер на все руки, если что-то обещает, всегда делает.
– Наш папа добрый-добрый и сильный-сильный, – утверждают дети, – папа может все.
Леша с Женей уверены, что если будут по утрам делать зарядку и заниматься спортом, то вырастут такими, как папа.
А какие замечательные домашние концерты устраивает родителям детвора!
Понять – сложней всего
На приусадебном участке Корниенко выращивают овощи и фрукты. Есть у них и небольшой сад.
– У нас все свое, – говорит хозяйка. – Мы закрутки каждый год делаем. В этом году собрали хороший урожай вишни, черешни и клубники. Позже пойдут помидоры и огурцы.
– Очень тяжело быть примером во всем, – признается С. Корниенко, – и хорошие, и плохие поступки дети считывают моментально. Поэтому мы серьезно следим за тем, что говорим и что делаем. После того как наша семья стала многодетной, мы с женой сильно изменились. Такая ответственность накладывает отпечаток.
Недавно сдержанный и интеллигентный по натуре Сергей встретил своего давнего знакомого, который с сарказмом заявил, что из приемных детей ничего путного не получится. Сергей тогда впервые вспылил.
– Эти дети столько лет в нашей семье живут, – говорит С. Корниенко. – Мы с ними столько пережили, выстояли. Давно породнились.
– Иногда нам говорят: набрали детей, чтоб разбогатеть, – продолжает Элеонора Алексеевна, – а ведь мы с мужем всю свою жизнь на земле живем, растениеводством занимаемся. И все, что у нас есть, нажито собственным трудом. Дай бог, чтобы средств, которые выделяет государство, хватало на детей. На перестройку дома, например, мы в банке взяли кредит.
Подарок судьбы
Как говорила героиня Натальи Гундаревой в фильме «20 лет спустя», со всеми делами без детей многодетная мама, конечно, не справилась бы. Ведь ей только для того, чтобы сварить, например, борщ, нужно начистить полведра картошки. Поэтому старшие дети сами стараются помочь маме.
Девочки хлопочут на кухне, заправляют кровати, вытирают пыль. Леша пылесосит, подметает. Когда отца дома нет, старший сын управляется по хозяйству: зерна птице насыпать, воды налить. У Леши с отцом полное взаимопонимание. Недавно, например, мальчик вместе с отцом в первый раз вел машину. Счастье Леши было безмерным. А сколько положительных эмоций осталось у мальчишки после рыбалки с ночевкой, куда они ездили с отцом! Младший сын Женя тоже с папой рыбачил, но днем.
Супруги стараются, чтобы их дети как можно больше познали мир. Поездки на речку и на море, в летний лагерь и санаторий, экскурсии в Краснодар и Москву.
– Мы хотим, чтобы все наши дети выросли достойными людьми, – говорят родители, – создали свои семьи. Пусть не многодетные, как у нас, но хорошие и дружные. Если это получится, значит, и наша, и их жизнь состоялась.
На вопрос, как в семье складываются отношения между родными и приемными детьми, Сергей ответил однозначно:
– Хорошо. Старшие дочери не ревнуют нас к младшим.
Пока малыши не подросли, Оксана нянчилась с ними, ухаживала, разучивала песни и стихи. Она и сейчас, когда домой приезжает, печет детям что-нибудь вкусненькое. Старшая дочь Анна обязательно привозит сестрам и братьям небольшие сувениры. Дочери поддерживают во всем родителей.
– Нам со всеми детьми повезло, – говорит Сергей Васильевич. – Это подарок судьбы.
Сегодня ни родители, ни дети не жалеют о своем решении.
P.S. Едва дождавшись утра, С. Корниенко сел в машину и поехал в Апшеронск. Он больше не мог ни минуты оставаться в опустевшем доме.
Фото Сергея МАРТЫНОВА.