Белореченская мастер по созданию кукол рассказала о тонкостях изготовления сказочных персонажей

Культура

Сколько яичных коробок нужно для изготовления куклы, что вдохновляет на создание новых персонажей и легко ли работать сказочником? Об этом рассказала мастер по созданию кукол, режиссёр театра «Белоречье» Марина Буторина.

Белореченская мастер по созданию кукол рассказала о тонкостях изготовления сказочных персонажей

– Театр «Белоречье» приостановил свою работу из-за ограничительных мер. Чем вы занимаетесь в ожидании возвращения зрителей, готовите ли новые спектакли?

– Из-за ограничительных мер мы, к сожалению, пока не можем работать на территории школ и садов. Да и остальная работа тоже затруднена. Кроме театра, у нас есть ещё и другие проекты, в любом случае, мы делаем все для развития этого искусства в Белореченске.

– Как вы пришли к изготовлению кукол? Учились ли где-то этому мастерству? Это только куклы для спектаклей или что-то ещё?

– Появление первой куклы было спонтанным. Я посмотрела мастер-класс в Интернете, и мне стало любопытно попробовать самой сделать куклу. Методику практически придумала сама и материалы использовала другие. Со временем опытным путём получила подходящий рецепт папье-маше, и стали появляться всё новые и новые куклы. Делала разные фигурки для дочек, а потом получился домик для лисички из картона и папье-маше, затем как-то сам собой появился театр.

– Расскажите, как происходит создание персонажа? Сколько времени нужно, какие материалы используете, какая система управления куклой (перчатка, вага, трость)? Вы сначала делаете эскиз, или это творческая импровизация? Какой этап самый трудоёмкий, ответственный? Одежду для кукол тоже шьёте сами?

– Образы первых кукол – это результат вдохновения советскими мультфильмами и иллюстрациями, но с тех пор, как открылся театр, многое изменилось.
Создание образа – это трудоемкий творческий процесс. Сначала необходимо познакомиться с сюжетом сказки и лучше узнать персонажа, его характер. Нужно решить, какие эмоции он должен вызывать у зрителя. И только потом начинается процесс творения. В первую очередь создаётся форма из скульптурного пластилина, на этом этапе важно отобразить все черты лица героя. Будет ли он грустным, удивлённым, приятным или отталкивающим – всё это зависит от руки мастера. Далее происходит процесс превращения пластилиновой формы в заготовку из папье-маше. Важную роль играет роспись лица. И хотя считается, что сценические куклы должны быть яркими, чтобы зритель их хорошо видел издалека, в нашем театре мы больше любим приятные естественные тона и лица. Эту особенность мы можем себе позволить, потому что наш театр камерный. Создание одежды тоже процесс трудоёмкий. Выбор цвета и фасона напрямую связан с характером героя. Персонаж целиком должен соответствовать своему образу, поэтому на милом Зайке – небесно-голубая рубашка, а на неуклюжем Медведе – заплатанная русская рубаха.
В процессе создания нередко мы разговариваем с нашими куклами, и, наверное, поэтому они потом так легко оживают на нашей сцене. У каждой куклы свой характер: кто-то по-старчески сидит и с доброй улыбкой наблюдает за тем, что происходит в мастерской, а кто-то так и норовит упасть с полки и побежать играть с детьми, которые часто бывают у нас на курсах и мастер-классах.

– Чем так привлекает изготовление кукол? Сколько в вашем арсенале персонажей? Есть ли любимчики? И совпадает ли ваше мнение со зрительскими предпочтениями?

– Изготовление кукол — это не статический однообразный процесс, а целый комплекс почти физических упражнений. Попробуйте натереть гору яичных коробок для папье-маше! А потом выносить на солнышко сушиться и заносить обратно, если дождик. Тут и кисти, и швейная машинка… Но обычно это кофе, творческие беседы. Мы с актрисой и моим соавтором Софьей Ивановой обсуждаем новые задачи и пути их решения, выбираем декорации, продумываем сюжеты и характеры. В процессе создания кукол родилось несколько проектов и придумано много сказок.
В нашей мастерской «живёт» 21 кукла и несколько находятся в стадии изготовления. Все они планшетные. Одни умеют разговаривать и моргать, другие нет. Хоть они и изготовлены по одной методике, но к каждому спектаклю куклы получаются разные.
Мы очень любим каждую куклу. Расчёсываем, подкрашиваем перед спектаклем, шутим с ними. И когда они оказываются в руках актёра, то продолжают быть приятными, весёлыми, живыми. Наши зрители это чувствуют. Тут всё как у людей: если человек любим, то к нему тянутся. Мы любим кукол, и зрители тоже.

– Какие у вас творческие планы? Каких кукол вы бы хотели сделать, но руки пока не дошли?

– Идей очень много! Северные олени, управляемые тростями, и кукла на четыре руки для двух актёров. Мы хотим внедрить элементы теневого театра в некоторых спектаклях и задумываемся о повышении квалификации и обучении созданию новых кукол на запястье. Задумок очень много, вопрос только в том, какие из них получится реализовать, а какие пока что останутся только идеями.

– Чем вас привлекает театр, связано ли это с детскими воспоминаниями? Как вы считаете, с детьми или взрослыми зрителями работать сложнее?

– Театр получился сам собой. Это не связано с детскими воспоминаниями и впечатлениями. Здорово, что именно сюда тропинка привела. Честно говоря, мы просто получаем огромное удовольствие, работая с куклами и играя в сказки. А зритель (ребёнок или взрослый) чувствует, как нам это нравится, и тоже получает удовольствие. За время работы ещё ни одного негативного отзыва не слышали. Так что нам нравится работать с теми, кто приходит в театр. У нас даже есть девиз: «Работаем с детьми от 0 до 100 лет». Потому что не важно, сколько вам лет, у всех внутри живёт ребенок, который хочет оказаться в сказке.

Оцените автора
Огни Кавказа