И наша жизнь, и маленький театр… 

Культура

В этом году исполняется 10 лет с того дня, как в городском парке открылся кукольный театр «Теремок». Основали его энтузиасты этого, пожалуй, самого древнего направления в искусстве и самого популярного в мире вида народного творчества.

Крошечный коллектив из четырёх наделённых многогранным талантом женщин создал уникальное шоу для юных белореченцев, которое не только развлекает, но даже исцеляет, даря больным детям положительные эмоции.

В спектаклях обычно принимают участие три человека, четвёртая – оператор, осветитель и так далее. Они же проводят и всю подготовительную работу – подбирают музыкальные заставки, изготавливают кукол, декорации, пишут сценарии. В репертуаре есть как привычные народные сказки («Колобок», «Теремок», «Три поросёнка», «По щучьему велению»…), так и спектакли, поставленные по собственным сценариям. А вот современных, которые сейчас бесконечно идут по всем каналам телевидения и на больших экранах, нет. 

Казалось бы, современных детей, всего навидавшихся по телевидению и в Интернете, трудно даже не удивить, а просто заинтересовать. Какую функцию кукольный театр может выполнять в нынешнем медийном пространстве, если самый древний из найденных археологами в Египте, относящийся к XVI веку до нашей эры, был создан для того, чтобы во время религиозного праздника демонстрировать народу жизнь и страдания богов Осириса и Изиды. Позднее в европейских странах кукольный театр носил чисто зрелищный характер, в нем ставили не только сказки, но даже драмы, вплоть до пьес Шекспира. В отсутствие соцсетей кукольный театр становился подмостками для выражения острых политических взглядов и недовольства низов верхами. Узнаваемыми примерами сатирических героев до сих пор остаются французский Полишинель и представитель русского фольклора Петрушка. Каким же должен быть нынешний герой, чтобы дети пошли в кукольный театр?

– Он должен быть настоящим, – уверена руководитель кукольного театра «Теремок» Елена Белая. – Как педагог с большим опытом, я предпочитаю русские сказки, которые учат добру, и героев, с которыми сама выросла и детей воспитывала. Стараемся сделать их ещё интереснее, может быть, и современнее: берём известную сказку за основу и нанизываем на неё новые истории, вводим дополнительных персонажей, добавляем, например, мультконцерт, игру со зрителями.

И куклы в спектаклях могут быть задействованы абсолютно разные – от перчаточных и тростевых до напольных (с которыми кукловод становится практически единым целым). 

Перчаточные куклы сегодня используются в шоу редко, они наиболее подходят и доступны домашнему театру. Чаще всего работают тростевые куклы. Названы они так, потому что в движение их руки, ноги, голова приводятся с помощью специальных тростей (металлических, деревянных). Одним из известнейших театров, где выступают именно тростевые «артисты», является непревзойдённый кукольный театр имени Образцова в Москве. Большой популярностью пользуются тростевые куклы и у нас. Хотя для кукловода это физически самый тяжёлый вид куклы. Ею нужно управлять, держа над головой, а весит кукла несколько килограммов. Озвучивает своего героя тот же кукловод. Но физическая усталость отходит на второй план, когда герой получился именно таким, каким его видел управлявший куклой артист-человек. Удовлетворение от созданного образа и от спектакля в целом трудно оценить. А эмоции, взрыв аплодисментов, искренний восторг юных зрителей – высшая награда актрисам, художницам, сценаристкам, мастерицам.

Особенность данного театра в его камерности. Она, конечно, вынужденная, из-за малого помещения, где проходят представления. Но в том-то и плюс: из близости пространственной между выступающими и зрителями возникает близость эмоционально-душевная. А уж когда на сцену, которая является всего лишь частью общего зала, выходят напольные куклы, то грань вообще стирается. Дети забывают о реальности, они становятся сами участниками происходящего. 

– Как-то внук дома взахлёб рассказывал мне, как ходил в кукольный театр и там один из трёх поросят к нему подошёл, заговорил и по голове погладил, – со смехом вспоминает Елена Юрьевна. – Он даже не заметил, что того поросёнка я к нему подвела. 

Это курьёзный случай из творческой жизни Елены Белой, но есть такие, что слёзы наворачиваются, когда слушаешь. Например, о мальчике-аутисте, который за свои 10 лет впервые в жизни заговорил со сказочным героем, общавшимся со зрителями после спектакля. Или о ребёнке с ДЦП, чьи мышцы во время просмотра постановки максимально расслабились и тяжкие симптомы заболевания отпустили его хоть на какое-то время. Так что можно сказать: кукольный театр сегодня несёт социальное служение, воспитывая детей на примерах добрых героев проверенных временем сказок, помогая им  справиться с недугами, даря сказку, но не уводя при этом из реальности в безжизненный виртуал. А сколько веселья бывает, когда удаётся вовлечь в игровую программу ещё и родителей! 

– Случаи положительного воздействия на детей, страдающих тяжёлыми заболеваниями, навели меня на мысль о сотрудничестве с социальным центром реабилитации деток-инвалидов, – поделилась Елена Юрьевна. – Это стало моей мечтой. Если, конечно, наш театр выживет.

Кукольный театр «Теремок» переживает сейчас нелёгкий период. Самая большая сложность – люди. Если женщины справлялись вчетвером со всеми ролями, сколько бы их ни было в постановке, подменяя друг друга в случае больничного или отпуска, то вдвоём им придётся пересмотреть репертуар. 

– У нас работают (к сожалению, теперь уже не все работают) уникальные люди. Я им благодарна от души за то, что столько лет смогли держать театр на плаву, получая совсем небольшую зарплату и при этом выкладываясь на 100%. Кладезь идей и обладательница самых разных талантов – это Светлана  Владимирова, имеющая большой стаж в педагогике и культуре (я считаю эти профессии смежными). Много лет проработали в культуре Елена Шевцова и Румия Самошина, а там нужно уметь работать в команде. Поэтому и здесь у нас всё получалось. Я тоже имею педагогическое образование и долго проработала в культуре, – рассказывает о своём коллективе, коллегах и единомышленницах Елена Юрьевна. – Но вот одна ушла в декретный отпуск, другая по состоянию здоровья – на пенсию. Как будем без них, не представляю. Надеюсь, что придут к нам творческие люди, желающие раскрыть в себе новые таланты и реализовать их.

Найти замену пока не удаётся. Требования к потенциальным работникам слишком специфические. Это должен быть не просто талантливый и творческий человек, он должен всецело посвятить себя куклам, театру, детям. Не говоря уж об умении рисовать, шить, мастерить, образно мыслить и воссоздавать образы на сцене. 

Любовь КАЛИНИНА. Фото Вячеслава БАРАШИХИНА.

 

 

 

Оцените автора
Огни Кавказа