Людмила Николаевна Гладкова пришла в детскую художественную школу Белореченска семь лет назад. Опытному художнику-оформителю, выпускнице Ростовского художественного училища, предложили место сначала преподавателя росписи по ткани (батик), а затем декоративно-прикладного и изобразительного искусства, рисунка.
С тех пор Л. Гладкова не представляет свою жизнь без школы и своих учеников.
– Здорово, что судьба подарила мне возможность передать свои знания и опыт детям, – говорит Людмила Николаевна, – причем детям талантливым, живо интересующимся искусством, впитывающим все лучшее…
Из многочисленных предметов, которые сегодня преподает Л. Гладкова, ей ближе всего декоративное творчество.
Образ жизни – творческий
По словам Людмилы Николаевны, декоративное – значит народное. В белореченской художественной школе есть даже специальный предмет “фольклорное творчество”. На нем Л. Гладкова знакомит учеников не только с историей края, но и с кубанской росписью.
– Это вполне прикладной предмет, – поясняет преподаватель, – ведь когда рассказываешь и показываешь детям, это гораздо быстрее доходит до души.
Подтверждение тому – призовые места, которые ученики Л. Гладковой ежегодно занимают на конкурсах и выставках с росписью на ткани. Белореченцы помнят их уникальные работы, посвященные Дню Победы и Дню города, открытые уроки на центральной площади Белореченска.
– Мне самой очень нравится батик, – продолжает Л. Гладкова. – Искусство это эффектное. При помощи ярких и сочных красок на белой ткани получается произведение искусства. Краска заливает большие плоскости, растекается, впитывается… Это занятие поднимает настроение.
При этом на уроках Людмилы Николаевны часто звучит музыка. Дети рисуют образы, которые вызывают у них произведения российских композиторов и исполнителей, таких, например, как Григорий Пономаренко, Марк Бернес.
– Казалось бы, простые слова и мелодии… Но как глубоко они врезаются в душу, – рассуждает Л. Гладкова. – Подобно произведениям искусства, музыка учит детей сопереживанию. Я сама принадлежу к тому поколению людей, которые знают о Великой Отечественной войне не из учебников, а из рассказов близких. Моя бабушка, родом из Смоленщины, рассказывала, как немцы сожгли там целую деревню. Слезы, горе родного мне человека навсегда остались в памяти.
Круг творческих интересов Л. Гладковой разнообразен: рисунок, батик, рельефная композиция, резьба по дереву, керамика, скульптура, плетение из сухих болотных трав… Когда Людмила Николаевна устает, она просто меняет вид деятельности.
– Немного порисую, полеплю, потом поклею и займусь плетением, – рассказывает Л. Гладкова.
В ее мастеровых руках любой природный материал превращается в шедевр, будь то соленое тесто, гипс, пластик, песок, стекло, гвозди или даже металлические скрепки.
– Чтобы ребенка научить, я сама должна все уметь, – рассуждает наша героиня, – поэтому приходится постоянно учиться.
По словам Людмилы Николаевны, в художественной школе трудится очень дружный творческий коллектив преподавателей. Молодые специалисты многому учатся у опытных, и наоборот. Когда, например, в ДХШ появились компьютеры, наставником Л. Гладковой по компьютерной грамотности стала молодой преподаватель Валерия Титова.
Людмила Николаевна с интересом и готовностью посещает мастер-классы своих коллег. Недавно, например, она побывала на открытом уроке профессионального скульптора и мастера по керамике Елены Владимировны Хорышевой.
Да и сама Л. Гладкова роспись по ткани и соломоплетение преподает по авторским программам.
– Когда дети плетут что-то из соломки, – рассказывает преподаватель, – они не только развивают мелкую моторику рук, но и чувствуют запах травы, леса. Одновременно мы с ними беседуем: о культуре Кубани, о семейных традициях, сказках, былинах. Такие уроки объединяют и раскрепощают ребят, воспитывают. Ведь никто не остается безучастным.
Людмила Николаевна настолько увлечена своим делом, что и дом ее давно превратился в мастерскую. Творчество стало ее ежедневной потребностью. При этом все свои «домашние» работы Л. Гладкова обязательно приносит в школу. Это тоже стало потребностью.
– Художник работает для людей, – уверена она, – поэтому часть моих работ можно увидеть в школе, часть – на выставках, что-то – в частных коллекциях. Я дарю свои работы людям.
В настоящее время вместе с коллегами из детской художественной школы Л. Гладкова готовится к выставке, посвященной войне 1914 года, Дню города и района. Она планирует представить землякам свои рельефные работы, в том числе рабочий вариант Александра II, задуманный в соавторстве с директором ДХШ Николаем Кармазиным.
Кроме того, в январе 2015 года Людмила Николаевна отметит свой юбилейный день рождения. И, как принято у профессиональных художников, к этой дате планирует подготовить целый ряд новых произведений. Поэтому работа в ее творческой мастерской не стихает ни на минуту.
К вопросу о народной культуре
В первых числах июля практически все центральные каналы ТВ показали заседание президентского совета по межнациональным отношениям, где у Президента РФ вызвала возражение одна формулировка из доклада министра культуры В. Мединского. Говоря о фестивале в Сочи, министр употребил словосочетание «традиционная народная культура». В. Путин уточнил, а что, у нас есть нетрадиционная народная культура?.. Министр стушевался. И вопрос повис в воздухе.
А действительно, что собой представляет современная народная культура? Это костюмы: кокошники, лампасы, в которых артисты выступают на сцене, или попса, которая не трогает ни сердце, ни душу? Рассуждая на эту тему, Людмила Гладкова отмечает:
– На уроках в школе мы показываем нашим детям, в чем заключается разница между «быстроделанием» (как, например, разовый стаканчик, которым попользовался и выбросил) и деланием на века (как кувшин, который передается из поколения в поколение), потому что воспитанный человек должен видеть и различать наносное и ценное. Гонка за модой – пустая трата времени.
По словам преподавателей ДХШ, ребенок – это река, которую не нужно поворачивать вспять. Его нужно воспитывать на собственном примере. Ведь никакая современная техника не в силах заменить человеческое общение.
– Если внутри человека сформировано чувство прекрасного, то он будет стремиться к красоте, – уверена Людмила Николаевна, – по принципу: подобное стремится к подобному. Наши дети очень мало видят, а с настоящим, истинным искусством встречаются и того реже. Современная техника, Интернет – это всего лишь фонограмма. Поэтому кто-то предпочитает ходить на концерт, а кто-то – слушать музыку с телефона…
Творческая деятельность, которой занимаются учащиеся ДХШ, дает им возможность увидеть богатство и хрупкость окружающего мира. Взять, например, бабочку в компьютерном изображении, на фотографии и в природе. Везде она будет разной. Чтобы рассмотреть насекомое во всей красе, а затем изобразить его на бумаге, дети предпочитают иметь дело с живым существом. Учащиеся школы миллиметр за миллиметром изучают строение насекомого. Здесь вам и биология, и физика, и география…
И как потом ни стараются юные художники, оригинал всегда лучше копии. Отразив, казалось бы, все особенности, они не могут сделать бабочку такой же идеальной, как в природе. Поэтому некоторые дети приходят к выводу, что все дело в промысле Божьем.
– Может быть, не все мои ученики станут профессиональными художниками, – говорит Людмила Николаевна. – Но добрыми, воспитанными людьми – обязательно. Компьютер – не волшебная палочка. Воспитывать нужно делом. Человек должен чувствовать: сопереживать и сочувствовать, любить, удивляться, восхищаться… Находить в себе радость обретения…
Неудивительно, что в детской художественной школе нет учеников, состоящих на учете в органах внутренних дел. Невозможно даже представить, что ребенок, который видит гармонию мира или пишет на шелке образ Христа, после урока вдруг выйдет на улицу заниматься вандализмом.
– Когда человек, будь то ребенок или взрослый, чувствует себя нужным, у него за спиной вырастают крылья. Хочется творить, созидать, создавать что-то новое, – подытоживая разговор, говорит Л. Гладкова. – Лично у меня еще много задумок. Ведь в 50 лет жизнь только начинается…