Конторка, массажный коврик и офтальмотренажер – всё, что нужно первокласснику

Образование

В трех первых классах белореченской школы №2 с нового учебного года реализуется пилотный проект «Технология раскрепощенного развития детей», разработанный доктором медицинских наук, профессором Владимиром Базарным. Инициатором и инвестором доброго дела выступает руководитель Центра интегральной медицины «Здравица» Олег Сахно. Корреспонденты «ОК» побывали в гостях у первоклассников и увидели технологию в действии.

Обучение с пользой для здоровья

В первую очередь мы обратили внимание на необычную мебель, установленную в классах. Наряду с традиционными партами, за которыми сидели первоклассники, по периметру помещения стояли конторки, за которыми дети стояли. Да-да, те самые конторки, что есть практически в каждом Доме культуры.

Учитель 1 «В» класса Татьяна Кровякова позвонила в колокольчик, и одна группа ребят без толчеи и шума сменила за конторками другую. При этом дети, чья очередь пришла «работать» стоя, разулись и встали на массажные коврики… 

Было ясно, что происходящее в классе вызывает неподдельный интерес лишь у нас. Дети чувствовали себя гармонично и естественно. Тут же вспомнились рекомендации чуть ли не всех врачей разом: больше двигаться, чаще менять положение тела. Безусловно, в детстве это важно вдвойне: сохраняется и укрепляется позвоночник, формируется осанка.  

Позже Олег Сахно рассказал нам, что учебная мебель «конторка» и связанное с нею обучение в режиме присущей ребенку естественной подвижности были предложены Владимиром Базарным более 30 лет назад, но лишь недавно включены в утвержденные СанПиНы.

Назначение массажных ковриков, полагаем, никому объяснять не нужно. И так ясно: вещь полезная, если, конечно, пользоваться ими регулярно.

Для разминок и упражнений на мышечную и зрительную координацию, а также развитие внимания и быстроты реакции Татьяна Николаевна на уроке использовала схемы зрительных траекторий, расположенные на потолке, и специальные офтальмотренажеры, «бегущие огоньки».

Офтальмологический тренажер, расположенный над доской, представляет собой линии, круги и восьмерки различного цвета и размера, нарисованные на баннерном панно. В определенный момент по заданию учителя первоклассники отыскивают на панно одну из фигур и глазами повторяют ее траекторию.

Такие упражнения сочетают в себе движения глазами, головой и туловищем, выполняются стоя и основываются на зрительно-поисковых стимулах, что, несомненно, активизирует и заряжает весь организм. 

Для расширения зрительных горизонтов и развития творческого воображения на уроке применяется специально разработанный «Экологический букварь» – картины-панно, изображающие уходящую в бесконечность и насыщенную яркими красками местность, на которой с помощью специальных карточек разворачиваются сюжеты урока. Это серьезно снижает нагрузку на зрение. 

– Важной особенностью урока является то, что он проходит в режиме движения наглядного учебного материала, постоянного поиска и выполнения заданий, активизирующих детей, – отмечает Олег Викторович, – для этого учитель использует подвижные «сенсорные кресты», карточки с заданиями и возможными вариантами ответов, которые могут по воле педагога оказаться в любой точке класса и которые дети должны найти и использовать в своей познавательной деятельности.  

Все понятно и ясно. Жаль, в нашей школе такого не было. Кстати, на уроках первоклассники будут писать перьевыми ручками. Это (тоже доказано) формирует утонченное художественное чувство и развивает психомоторную систему «глаз – рука».

Спасём детей – спасём Россию! 

Под таким девизом внедряет в жизнь свою программу академик Владимир Базарный. 

Академия медицинских наук признала его здоровьесберегающую технологию научным открытием. Она защищена патентами и авторскими правами, одобрена институтами Минздрава РФ, РАМН, РАН, в течение 28 лет прошла практическую апробацию на базах более трех тысяч детских садов и школ России и стран СНГ. Материально-техническое обеспечение технологии (специализированная мебель, техсредства) включено в нормативные документы Министерства образования и науки РФ. Производство учебного оборудования ведется в соответствии с патентом под авторским контролем.

– Группа российских ученых во главе с Владимиром Филипповичем Базарным доказала, – поясняет Олег Сахно, – что в результате гиподинамии, то есть обездвиженности ребенка (когда он сидит 40-45 минут за партой), формируется застой крови в малом тазу, происходит «закладка» хронических заболеваний, которые проявляются в 25-35 лет. Чтобы сохранить здоровье детей, Владимир Филиппович разработал и внедрил авторскую технологию.    

Весной текущего года рабочая группа в составе специалистов «Здравицы», директора и педагога начальных классов белореченской школы №2 при поддержке главы Белореченского района Ивана Имгрунта ездила за опытом в Белгород, где технология Базарного отлично себя зарекомендовала. 

На днях почти 90 первоклассников, участвующих в пилотном проекте, пройдут бесплатное обследование в Центре интегральной медицины «Здравица». Дети посетят ортопеда-травматолога, офтальмолога, психолога и педиатра. Для чистоты эксперимента обследование пройдут также 30 первоклассников из другой белореченской школы, которые обучаются по традиционной системе. 

В конце учебного года специалисты «Здравицы» проведут повторное обследование, что позволит определить уровень благотворного влияния технологии на состояние здоровья каждого ребенка. И так в течение четырех лет.

– Самое главное – отследить динамику здоровья детей, – говорит инвестор проекта, – ведь хронические заболевания формируются в начальных классах. Это уже обосновано, доказано и подтверждено. Есть в проекте и еще один важный момент: он направлен на то, чтобы наши школьники не зубрили материал, а понимали его. Технология профессора Базарного в целом нацелена на сохранение здоровья и развитие понятийного аппарата: согласование работы левого и правого полушарий головного мозга, что отразится на проявлении творческого потенциала ребенка, заложенного природой. 

Организаторы добрых дел 

Для специалистов «Здравицы» это не первое доброе дело. В этом году Центр инициировал и выступил инвестором муниципальной военно-патриотической игры «Зарница».

С особой теплотой и благодарностью участники Великой Отечественной войны, труженики тыла и дети войны отзываются об оздоровлении в течение последних двух лет (апрель-май) в «Здравице», подарившей им возможность без оплаты проходить  обследование и получать рекомендации по поддержанию здоровья у любого специалиста Центра.      

– Это наша система ценностей, – поясняет Олег Викторович, – мы заботимся о старшем поколении, как о корнях деревьев, которые приносят плоды, как они заботились о нас, мы заботимся о здоровье детей, потому что именно они в будущем будут управлять нашей территорией и так же заботиться о старшем поколении. Мы помогаем молодому поколению сохранить здоровье, чтобы оно выросло здоровым и ответственным.

В этот проект «Здравица» вкладывает и финансовые средства, и труд своих докторов, и любовь к людям с надеждой на то, что другие предприниматели также изыщут возможность и наладят подобное здоровьесберегающее обучение в других школах города и района. 

Благодаря данной технологии достигается: 

1. Гарантированный, фиксируемый результат сохранения здоровья учащихся.

2. Повышение уровня успеваемости и эффективности учебного процесса.

3. Психологический комфорт в образовательном учреждении.

4. Профилактика нарушений в развитии позвоночника, близорукости, нервно-психических и сердечно-сосудистых стрессов, раннего остеохондроза и атеросклероза и другой сугубо школьной патологии.

 

Об авторе технологии

Владимир Филиппович Базарный – российский ученый, врач и педагог-новатор. Более 30 лет посвятил решению судьбоносной для России проблемы – предотвращению демографической катастрофы путем сохранения и укрепления здоровья подрастающих поколений. В своих исследованиях вскрыл корни и причины наблюдаемого в последние десятилетия процесса деградации и угасания жизнеспособности народа. Уверен, что существующая система воспитания и обучения детей в детских садах и школах не соответствует природе ребенка.

Елена ПРИХОДЬКО.

 

Оцените автора
Огни Кавказа