Нет в России семьи такой,
Где б не памятен был свой герой,
И глаза молодых солдат
С фотографий увядших глядят.
Евгений АГРАНОВИЧ.
…Дворы, откуда они уходили на фронт. Палисадники, сараи, липа под окном, полуторка, поднимавшая клубы пыли на улице, – очень многое вокруг было допотопным, довоенным.
И та сирень, у которой прощались выпускники 1943-го, осыпала на нас свой цвет, когда мы играли в войну. После дождя в довоенной бочке качалась темная вода со звездами. Вечером, уходя со двора, все в пыли и ссадинах, мы чувствовали, как вдруг таинственный ветер из сада касался наших разгоряченных лиц, и казалось, что там, в саду, кто-то тихо плачет, и это не листья под лунным светом, а девичьи плечи вздрагивают.
Ночная бабочка неслышно бьется в стекло, дрожит. Так повестка дрожит в материнской руке. Заветная тетрадка для стихов еще не в рюкзаке, а под подушкой.
В мае вечерние сумерки слишком быстро переходят в утренние. Молчите, будильники. Не греми, рукомойник. Помолчите, репродукторы. Паровоз с красной звездой на груди, постой еще на запасном пути… Дайте дописать строчку…
Нух Асланчериевич Берзегов родился в 1925 году в ауле Бжедугхабль. Окончил школу в 1943-м. Вместе со своими одноклассниками в феврале 1943-го получил повестку. Леня Маслюченко, Николай Кардовский, Саша Балабанов, Коля Бакарев, Василий Косяченко, Николай Климентенко, Аведис Аспадурьян, Сергей Аракелов, Кузьма Кравцов, Володя Дефтеров, Христофор Асланов и Нух Берзегов, 17-летние выпускники, ушли на фронт…
Вчерашний школьник стал рядовым роты автоматчиков 1039-го стрелкового полка 223-й стрелковой дивизии. Представьте себе подростка весом 49 килограммов и ростом 157 сантиметров – грозный вояка, правда? За годы вой-ны паренек подрос на 10 сантиметров. Рядовым автоматчиком Нуху Асланчериевичу пришлось участвовать в боях за освобождение Кубани, Дона, Украины, Молдавии. «Штурм опорного пункта «Борки» завершился кровопролитным сражением, в котором погибли два моих одноклассника – Сергей Аракелов и Кузьма Кравцов. Я был награжден медалью «За отвагу». В апреле 1944 года меня направили на курсы младших лейтенантов: занимались между боями, курсы были прифронтовые, в течение трех месяцев. После присвоения звания назначен комсоргом батальона. В августе 1944 года стал коммунистом…» (Берзегов Н.А. Дороги моей судьбы / Н.А. Берзегов. Майкоп, 2000. 176 с.).
Нух Берзегов участвовал в освобождении Румынии, Болгарии, Чехословакии, Австрии, Югославии и Венгрии.
Сохранились воспоминания командира полка 223-й Краснознаменной стрелковой дивизии Б.М. Бехтиева о событиях 23 декабря 1943 года: «Немецкий станковый пулемет, не переставая, вел огонь по позициям полка. Немало наших бойцов было скошено этим пулеметом. Под прикрытием огневой завесы новая группа храбрецов-автоматчиков, вооруженных гранатами, залегла метрах в ста от огневой точки. Один из бойцов, восемнадцатилетний комсомолец Нух Берзегов, отделившись от своих товарищей, подполз к пулемету и одну за другой метнул гранаты. Полыхнуло огнем, отважного воина осыпало камнями и песком, но он сделал свое дело: пулемет умолк…»
Дивизионная газета «За Советскую Родину» в апреле 1944 года писала: «Наши артиллеристы в неравном бою уничтожили 9 танков и не пропустили врага. Здесь особенно отличился комсорг 1041-го стрелкового полка Берзегов Н.А., воспитанник дивизии, юный и отчаянный солдат…».
Десять месяцев непрерывных тяжелых боев – боевой путь в пять тысяч километров. 5 июля 1945 года Нух Асланчериевич был направлен на восток, 10 декабря 1945-го назначен комсоргом 246-го артиллерийского полка 635-й бригады 109-й дивизии. А в 1946 году был демобилизован. За боевые заслуги Нух Асланчериевич награжден двумя орденами Красной Звезды, орденом Оте-чественной войны I степени, медалями «За оборону Кавказа», «За освобождение Болгарии, Чехословакии», «За взятие Белграда, Будапешта, Вены», получил 11 Благодарностей Верховного Главнокомандующего И.В. Сталина. Шел ему в ту пору 21-й год…
«Остались позади блиндажи и окопы, грохот снарядов и свист пуль, изнурительные броски и переходы. Солдаты возвращались в родные места. Их ожидали мирные будни. Трудные будни…» (Берзегов Н.А. Дороги моей судьбы / Н.А. Берзегов. Майкоп, 2000. 176 с.).
О роде Берзеговых Нух Асланчериевич рассказывает в своей книге «Дороги моей судьбы». С большой теплотой он вспоминает бабушку Фатимет Сальменовну (урожденную Катбамбетову), которая стала для него самым близким и родным человеком. Провожая внука на фронт, бабушка Фатимет повторяла как заклинание: «Тебя, мой внучек, не убьют, сам Господь Бог убережет сироту от смерти». Нух Асланчериевич хранил эти слова в сердце, как талисман, и в самом деле за два с половиной года, проведенных на фронте, получил всего лишь легкое ранение и две контузии, хотя случалось, что из его роты после боя оставались в живых пять-десять человек.
С большой горечью Нух Асланчериевич пишет о том, что в Великую Отечественную войну погибли родные братья отца – Хаджимос Хатрукович и Бамбет Хатрукович Берзеговы.
Бамбет Хатрукович был убит в 1942 году в бою за Керчь, и Хаджимос Хатрукович пал смертью храбрых тоже в 1942 году в битве за Житомир.
Вернувшись на родину, Нух Асланчериевич окончил Адыгейский пединститут, позднее – Краснодарский пединститут. В 1968-м защитил диссертацию, стал кандидатом экономических наук.
С 1983 года Нух Асланчериевич – генеральный консул СССР в Варне. Жизненный путь Берзегова был неразрывно связан с жизнью России и Адыгеи.
Думаю, что в жизнь адыгейского советского государственного и политического деятеля, первого секретаря Адыгейского обкома КПСС Нуха Берзегова тема войны не могла не войти сама собой, закономерно и органично, так как необходимость говорить об этом заложена биографией целого поколения. Об этом книга Нуха Асланчериевича «Дороги моей судьбы».
Оксана БОГАТЮК, 9 «А», гимназия, (руководитель – учитель русского языка и литературы Лариса Офат).