Это – юность твоя, что в окопах истлела…

Общество

Всё дальше уходят от нас грозные годы Великой Отечественной войны… Что мы знаем о ней? С позиций истории война – это основные сражения, масштабные операции, стратегически важные бои, определившие её ход… А что же такое война с позиции человека?

Это – юность твоя, что в окопах истлела…
В одной из статей Юрий Бондарев писал: «Война – это горький пот и кровь, это после каждого боя уменьшающиеся списки у полкового писаря, это последний сухарь во взводе, разделённый на четырёх оставшихся в живых, это котелок ржавой болотной воды и последняя цигарка, которую жадно докуривает, обжигая пальцы, наводчик, глядя на ползущие танки…»
Слова Бондарева перекликаются со строчками из стихотворения «Ты не знаешь, мой сын, что такое война!» Владислава Занадворова, геолога и поэта, погибшего под Сталинградом:

Ты не знаешь, мой сын,
что такое война!
Это вовсе не дымное
поле сраженья,
Это даже не смерть и отвага. Она
В каждой капле находит
своё выраженье.
Это – изо дня в день
лишь блиндажный песок
Да слепящие вспышки
ночного обстрела;
Это – боль головная,
что ломит висок;
Это – юность моя,
что в окопах истлела…

Читая эти строки, я вспомнила фотографию, бережно хранящуюся в семейном альбоме. Открыв его, внимательно стала рассматривать наполовину выцветший снимок. На нём три фронтовика: двое крепких мужчин и вихрастый 15-летний мальчишка – мой прадед Владимир Иванович Сафошкин…
Прадед не любит вспоминать войну и часто просто отшучивается, говоря, что нечего рассказывать. А вы задавали себе вопрос: «Почему фронтовики не хотят мысленно перенестись в прошлое? Почему не спешат рассказать о том, что им пришлось пережить?» Ответ очевиден: это слишком тяжёлые воспоминания, сопряжённые с болью утрат, «сороковые, роковые», когда наши деды ценой своих жизней завоевали право на мирное небо.
Летняя кампания 1942 года на Кубани закончилась поражением войск Красной Армии, вследствие чего начался отход 12-й и 18-й армий, а после и дивизий 17-го кавалерийского корпуса в горы. Командиры отступавших соединений использовали все возможности, чтобы остановить противника, но силы были неравные.
Моему прадеду Владимиру Ивановичу Сафошкину шёл пятнадцатый год. Вместе с матерью и старшими сёстрами он жил в станице Северской, куда перебрались из станицы Прочно-окопской Армавирского района после трагической гибели главы семьи. В одно из воскресений 1942 года в Северской ожидался большой базар (в то лето был богатый урожай арбузов), но внезапно налетели немецкие самолёты и начали бомбить. Один из снарядов попал в огород, и взрывной волной снесло дом, где жила семья прадеда.
Точкой отсчёта боевого пути Владимира Сафошкина стало 15 августа 1942-го. Когда Красная Армия начала отступать, юношей 1924-1926 годов рождения собрали в станице Убинской, где находился полевой военкомат, а затем отправили на две недели на обучение в Адлер. Идти пришлось пешком через горы.
Ребят постарше призвали в армию, а прадеда отправили домой. Так как возвращаться ему было некуда, военный комиссар, посочувствовав парню, предложил: «Пиши заявление, что идёшь на фронт добровольно». Так в неполные 15 лет Владимир Сафошкин стал солдатом. После двухнедельной подготовки принял воинскую присягу и в составе легендарной 30-й Иркутской Красно-знамённой стрелковой дивизии уже знакомой дорогой пошёл под Горячий Ключ, где его часть держала оборону с сентября 1942-го по январь 1943 года.
А потом началось наступление. Стрелковая дивизия, в рядах которой сражался стрелок-пулемётчик Владимир Сафошкин, взяла станицу Афипскую, затем Калужскую и постепенно подходила к «Голубой линии». Из курса истории я знаю, что это одна из самых трагических страниц Великой Отечественной войны – прорыв мощной оборонительной линии, сформированной немцами на Кубани. Здесь состоялось крупнейшее воздушное сражение Второй мировой, а земля, как панцирем, покрыта осколками снарядов и залита кровью мужественных воинов-защитников. У станицы Крымской, являвшейся ключевым объектом в немецкой обороне, проходили страшные бои, но и её отстояли, проявив небывалый героизм, наши бойцы, среди которых и мой прадедушка.

Это – юность твоя, что в окопах истлела…
Затем был Крым (Керченско-Эльтигенская десантная операция, ноябрь 1943 года). Трижды, расширяя плацдарм, высаживался полк прадедушки на полуостров: первый раз близ металлургического завода имени Войкова, затем в п. Опасное, третий раз – со стороны Азовского моря, в Жуковке.
В Крыму прадедушка был ранен в ногу и попал в госпиталь в Баку. После лечения – опять на передовую. А дальше его путь лежал в Польшу и Чехословакию, где произошёл случай, о котором прадед поведал совсем недавно. Хотя прошло 75 лет, Владимир Иванович помнит его в деталях и так же сильно колотится его сердце, готовое выпрыгнуть из груди.
Это было в Словакии в начале 1945 года. В боях под деревней Грабине полк прадеда потерял много бойцов. Вместе с командиром взвода Иваном Кравцовым и другими однополчанами, оставшимися в живых, переправлялись через бурную реку. На плечах 18-летний Володя Сафошкин нёс станковый пулемёт. С каждым шагом река становилась глубже, а сильное течение так и норовило сбить с ног. В какой-то момент юноша потерял равновесие – и холодная тёмная вода сомкнулась над его головой… Однако через мгновенье крепкие руки верных товарищей-однополчан Бориса Бабенко и Семёна Сеника подхватив его, освободили из водного плена…
С особенной теплотой вспоминает прадед своих однополчан. Русские, белорусы, украинцы, казахи мужественно сражались на полях Великой Отечественной войны. Бесстрашные, отважные, сильные духом воины встали на защиту родной земли. Они вместе делили тяготы нелёгкой солдатской жизни, поддерживали друг друга, не задумываясь, жертвуя собственной жизнью, спасали от смерти.
В марте 1945 года Владимир Сафошкин был второй раз ранен, два месяца провёл в госпитале, а в мае 1945 года вернулся в свой полк теперь уже в звании командира стрелкового отделения.
Известие о долгожданной Победе застало прадеда в Праге. Чехи встречали советских солдат как настоящих героев, натянув красную ленту и радостно приветствуя: «Наздар! Наздар!»
После Победы война для Владимира Сафошкина не закончилась: спустя 20 дней отдыха полк построили и отправили на Западную Украину ликвидировать в Ровенской области банду Моряка, насчитывавшую 500 человек.
За мужество и героизм, проявленные во время Великой Отечественной войны, Владимир Сафошкин награждён орденами Великой Отечественной войны, Красной Звезды, многочисленными медалями.
Лишь 9 ноября 1945 года прадеда демобилизовали, и он вернулся в родную станицу Северскую. Ему было 19 лет. Спустя месяц устроился в нефтеразведку, работал на буровых Татарстана, Чечни. В 1951 году женился и уже 69 лет живет в мире и согласии со своей супругой, моей прабабушкой Галиной Александровной. Вместе они в 1958 году переехали жить в небольшой посёлок Горагорск, расположенный в Чечне. Вместе в 1994 спешно покинули его, оставив большой дом, потому что началась Первая чеченская кампания, и вернулись на Кубань, обосновались в посёлке Заречном. Но никакие тяготы не сломили связующее начало нашей большой семьи: у Владимира Ивановича и Галины Александровны 4 дочери, 12 внуков и 15 правнуков.
Сейчас моему прадеду 93 года. Хочется верить, что 9 Мая, как обычно, рано утром, когда звенящую тишину прерывает лишь пение птиц, я приду к нему с букетом алых гвоздик, а прадед озорно посмотрит на меня, улыбнётся и, глядя в глаза, скажет: «Ну зачем?» А ответ очень прост: может быть, я и не самая внимательная правнучка, но люблю тебя всем сердцем и горжусь тобой!
Я верю, что празднование 75-летия Великой Победы над фашизмом станет всенародным праздником планетарного масштаба и в очередной раз напомнит спасённому миру о страшной трагедии, которую удалось преодолеть, благодаря единству народов и беспримерному героизму солдат, ведь сейчас так важно об этом помнить!
Анастасия ВЕРБИНА, 10 «Б», гимназия (руководитель — учитель русского языка и литературы Оксана Сурина).

Оцените автора
Огни Кавказа