Инструктор для галочки?

Общество

Телефонный звонок раздался после рабочего дня, когда компьютеры уже были выключены и мысли витали далеко за пределами редакции. Пришлось вернуться в кабинет и поднять трубку.

Представившаяся Надеждой Петровной женщина начала рассказывать о проблемах, с которыми столкнулась после приезда внука. Куда отвести ребенка, чем занять? Я тут же вспомнила о летних дворовых площадках, которых в Белореченске 16, и где каждый вечер досуг детей организовывают инструкторы. Адреса площадок мы опубликовали в газете в начале лета. Их, собственно, я и посоветовала звонившей. «Да, кто там и с кем занимается?! – обиделась на меня женщина и бросила трубку… 

Если честно, я не сразу поняла отчаяние звонившей, поэтому на следующее же утро позвонила руководителю управления по делам молодежи и попросила подробнее рассказать о работе дворовых площадок. Елена Воронина подтвердила, что каждый летний вечер с 18.00 до 21.00 (кроме выходных) на площадках города исправно трудятся молодые инструкторы. В их обязанности входит организация досуга детей, и даже предоставление спортинвентаря.  Инструкторы (официально эта должность называется помощник педагога дополнительного образования) работают по одному, а то и по двое на площадке. Они с удовольствием занимаются с детьми и получают массу положительных эмоций от своей работы. Благодаря чему, по словам Елены Олеговны, только за полтора летних месяца на дворовых площадках района отдохнули, нашли себе занятие по душе и приобрели новых друзей более 1,5 тысячи школьников…  

Выходит, что все у нас хорошо. Но откуда тогда отчаяние звонившей бабушки? Чтобы ответить на этот вопрос, мы тем же вечером отправились на дворовые площадки Белореченска. 

Кто поедет в эту даль?  

На одной из самых отдаленных летних дворовых площадок по улице Шопина, 152 (район рынка «Ермак») было многолюдно. Около 15 мальчишек разных возрастов играли в футбол, две девочки забрасывали мячи в баскетбольные кольца.

– Здесь нет и не было никаких инструкторов, – заверил нас 12-летний Геворг, сидевший на скамейке запасных. – Мы с ребятами сами собираемся и играем. В команду принимаем всех желающих.  

16-летний Каро, в свою очередь, пояснил, что живет в районе школы № 3, но по вечерам приезжает играть на эту площадку. На вопрос: почему, ведь во дворе школы есть отдельная площадка, десятиклассник ответил: «Там ребят никого не бывает». 

По словам подростков, на площадке они в основном играют в футбол, потому что очень любят эту игру. Играют, пока не стемнеет.  

Мы также выяснили, что 13-летние Вероника и Настя учатся в школе № 5, но живут недалеко от площадки. Во время учебного года девочки посещали секцию баскетбола. Но в июле их тренер ушел в отпуск. И чтобы не растерять полученные навыки, подружки через день приходят сюда.   

– Здесь и кольца баскетбольные хорошие, и разметка есть, – со знанием дела поясняли нам юные спортсменки.  

На наши расспросы об инструкторах, девочки ответили, что таких не знают, и занимаются сами по себе. Но, конечно, если бы на площадку вдруг пришли организаторы со спортивным инвентарем и предложили интересные игры и конкурсы, они обязательно приняли в них участие. А пока…

– Просто наша дворовая площадка от центра города далеко, – решила заступиться за неуловимых инструкторов Анастасия, – кто поедет в такую даль?  

Но ведь сами школьники добираются сюда как-то. Каждый день на велосипедах мальчишки и девчонки мчатся по городским улицам на эту площадку, чтобы встретиться с друзьями, пообщаться, заняться спортом…

Мы также заметили, что рядом с дворовой площадкой местные жители катались на велосипедах и роликах целыми семьями. Поэтому у нас возникло впечатление, что попали на спортивную базу. Жаль только, неорганизованную…  

Дело рук отдыхающих

В тот день на территории школы № 3 площадка действительно пустовала. Мы не застали там ни одного школьника. А ведь в этом образовательном учреждении обучается более 600 человек! Чем занимаются летом все эти дети? Где они? Неужели в одночасье уехали из города к бабушкам и дедушкам, в лагеря, на море? Вряд ли…  

Зато на дворовой площадке школы № 2 мы застали игравших в футбол старшеклассников. И, как выяснилось, среди игроков были не только учащиеся белореченских школ, но и краснодарских. Все они в один голос заявили, что летний досуг организовывают сами.  

– Мы приходим сюда через день в течение, наверное, трех лет, – рассказал 14-летний Андрей, – и никогда здесь не видели инструкторов. Мы сами организуем матчи, всех принимаем в команду, никому не отказываем. Часто задерживаемся дотемна. Если бы не эта площадка, не знаем, чтобы делали летом.  

– Я хожу на площадку четыре года, – поддержал тему разговора 13-летний Константин, – и никогда здесь организаторов не было. Хотя, если бы они пришли, было здорово.    

А пока белореченские подростки сами выступают в роле организаторов: создают команды, судят матчи и регулируют очередность, когда на площадке разом собирается больше 30 человек. 

После беседы с этими ребятами, в душе появилось чувство гордости за нашу молодежь, которая, оказывается, может быть и ответственной, и серьезной, которая, в конце концов, без участия взрослых поддерживает здоровый образ жизни, сохраняет живой интерес к спорту и активному отдыху. И вовсе не благодаря, а вопреки…

Места здесь для нас нет

Много вопросов вызвало у нас пребывание на дворовой площадке по адресу: улица Ленина, 107 – Интернациональная, 28. Там было многолюдно. Но на поле с качественным искусственным покрытием в футбол играли молодые люди от 16 лет и старше. При этом каждую голевую передачу они комментировали нецензурной бранью, которая эхом разносилась по двору. 

А в это время в углу площадки, на асфальтированной дорожке, вяло пинали мяч пятеро мальчишек в возрасте от 5 до 11 лет. Они старались не мешать взрослым и «не высовываться». Воспользовавшись моментом, когда дети присели на скамейку, мы подошли к ним и разговорились. Оказалось, что четверо мальчиков живут в близлежащих домах. И только один, самый старший 11-летний Дима – не местный. Он приехал на лето к родственникам из Донбасса.

– Мы бываем на этой площадке каждый день, – рассказали нам Егор и Данила, – учимся пасы передавать. Когда на площадку приходят «хорошие дяди», они нам показывают разные футбольные передачи. Мы тоже любим футбол. Только вот места на площадке для нас никогда нет. Часто стоим за забором и наблюдаем за взрослыми… 

Услышав от нас об инструкторах, в обязанности которых входит, в первую очередь, организация досуга детей, юные собеседники оживились.

– Было бы классно! – воскликнули они, и в детских глазах появилась надежда. – Главное, чтоб эти инструкторы были добрыми… 

Площадка площадке рознь 

Попав на площадку горпарка, мы отметили ее неприглядный, заброшенный вид: изогнутое ограждение, растрескавшееся асфальтовое покрытие, из-под которого пробивается густая трава, ржавые баскетбольные кольца… 

Неудивительно, что на этой площадке мы застали двух человек: бабушку с внуком, которые по очереди бросали мяч в баскетбольное кольцо.  

– Какие инструкторы? Запустение! – крайне удивилась нашему вопросу пожилая женщина. –  Сами посудите, кто сюда пойдет? Ко мне на лето приехал внук из Владимира. И ему, естественно, не хочется сидеть дома. Вот мы каждый вечер берем мяч и приходим сюда. Конечно, во дворах многоэтажек есть площадки намного лучше. Но они всегда заняты. А здесь… Никого здесь не бывает: ни днем, ни вечером. 

Идея с инструкторами, которые занимаются с детьми на дворовых площадках, Ольге Евгеньевне понравилась, но женщина усомнилась в том, что на обшарпанную площадку горпарка пойдет молодежь. 

Организаторы или писари?

На площадке, расположенной между домами № 12 и 14 по улице Интернациональной, в тот день тоже играли исключительно взрослые: старшеклассники и мужчины. Между ними шли серьезные футбольные баталии. Наше внимание привлекли четыре подростка, сидевшие рядом с площадкой за столиком. Вглядываясь в экраны телефонов, они что-то активно обсуждали. И присоединяться к играющим, похоже, не собирались.  

Мы подошли к ребятам, познакомились: Валентин, Игорь, Саша и Никита.  

– Я не любитель спорта, – признался 17-летний Валентин. – Чтобы не сидеть на шее у родителей, этим летом я устроился на работу. И после рабочего дня предпочитаю пассивный отдых. 

По словам самого младшего из ребят, 12-летнего Никиты, нынешним летом он тоже трудится – «шабашит у маманьки».

На наш вопрос, согласился бы он заняться чем-нибудь интересным под руководством инструктора, искренне ответил: 

– Да. Ведь я на улице почти целый день. От нечего делать мы с друзьями играем в карты. 

В ходе диалога с нашими новыми знакомыми мы узнали, что ребята несколько раз видели, как подростки 14-18 лет приходят на дворовую площадку и считают играющих там детей.

– Наверное, они и есть инструкторы, – предположили наши собеседники.  

В тот вечер мы побывали на 11 из 16 дворовых площадок, и ни на одной из них не застали инструктора.

 Уважаемые читатели! Если вам есть что добавить по этой теме, звоните и пишите в редакцию «ОК».

 

Оцените автора
Огни Кавказа