Первый день открытых дверей в городской администрации в этом году был посвящен вопросам благоустройства города, жилищно-коммунального хозяйства.
Во встрече главы города Юрия Фесенко с горожанами, состоявшейся 21 февраля, приняли участие также руководители «Горводоканала» Ильяс Юнусов, «Белореченскрайгаза» Рустам Кушу, представители НЭСК Андрей Белокуров, «Тепловых сетей» Елена Кальченко, руководители управляющих компаний «Наш город» Самсон Аракелян, «Управдом» и «Комфорт» Лидия Климашевич, «Жилкомсервис» и «Кубань» Ирина Белоус, начальник управления ЖКХ города Владислав Скатьков, заместитель начальника управления ЖКХ Наталья Старикова, представитель управления архитектуры районной администрации и другие специалисты городской и районной администраций.
Глава города Юрий Фесенко предложил провести встречу в форме вопросов и ответов, чтобы совместно найти пути решения наболевших проблем в жилищно-коммунальной сфере. В зале собрались в основном старшие по домам и члены советов многоквартирных домов, представляющие интересы собственников жилья. Поэтому вопросы не заставили себя долго ждать и посыпались, как из рога изобилия. И хотя руководители управляющих компаний старались донести до присутствующих, что по каждому дому ими сделано очень много, несделанного, судя по поднятым проблемам, остается гораздо больше.
Жильцы многоэтажек по улице Толстого, 158, переулку Восточному, 1 и других домов спросили прямо, как можно заставить работать управляющие компании «Управдом», «Кубань» и «Жилкомсервис». На что зал отреагировал невеселым смехом.
Все хорошо там, где есть хозяева
И все же положительный результат, как показала встреча, зависит не только от добросовестной работы УК (управляющих компаний), но в не меньшей степени и от самих жильцов. Специалисты привели в пример белореченские многоэтажки, где капитальный ремонт сделан, «перетопов» нет, даже злосчастные ОДН отсутствуют. И все это благодаря активности собственников жилья, которые не упустили возможности поучаствовать в федеральных и муниципальных программах ремонта на условиях софинансирования, своевременно внеся свою долю средств, четко контролируют учет энергоресурсов, вникают в деятельность своих управляющих компаний или создали ТСЖ. На встречу пришли, конечно, жители не тех успешных, а самых проблемных домов.
Как объяснила Наталья Старикова представителям от домов, в которых капремонта не проводилось по 40 лет и больше, сегодня у них еще есть шанс попасть в муниципальную программу по ремонту кровли на условиях 60х40 (40% необходимых средств нужно собрать жильцам, а 60% выделит бюджет) или ждать реализации региональной программы в порядке очередности. Наталья Николаевна ответила и на вопросы по поводу неточностей, обнаруженных в опубликованной в Интернете региональной программе капремонта жилья. Она предложила всем интересующимся программой ознакомиться с распечаткой и сообщить об изменениях, которые следует в нее внести.
– Делается это один раз в год, в декабре, поэтому все ваши заявки мы передадим в краевой департамент ЖКХ, – пояснила заместитель начальника управления ЖКХ городской администрации. – Пусть только обслуживающая данный дом управляющая компания, которая имеет пароль для доступа, внесет все неточности.
И, конечно, без воли и содействия собственников жилья избавиться от ОДН не удастся. Понятно, что никому не хочется ходить по квартирам и собирать показания с индивидуальных приборов учета воды и элекроэнергии, но другого пути просто нет.
– Полгода мы ведем анализ, и он подсказывает, что в основном ОДН нет или совсем небольшие там, где своевременно (23 числа каждого месяца) собраны показания индивидуальных приборов учета всех квартир, – рассказал Ильяс Кутдусович. – Где собрали 100% показаний, там ОДН сразу меньше. Мы обслуживаем 27 тысяч населения, 154 дома, 9969 абонентов. Одновременно 11 наших сотрудников не смогут снять все показания. А вам не трудно показания своих приборов учета сдать наиболее ответственному человеку – старшему по дому или по подъезду, которые отнесут данные в наш абонентский отдел. Где старшие домов четко работают и все честно, там ОДН выходит на ноль. Есть несколько таких домов, где мы ОДН не начисляем. Мы работаем с нечестными абонентами, которые воруют воду и живут за ваш счет. Но тут нам нужна ваша помощь, чтобы подавали информацию, что в квартире живут несколько человек, а показывают потребление меньше куба в месяц. Думаю, при активном содействии со всеми организациями самих жильцов можно все общедомовые начисления свести к нулю.
Договоры, их плюсы и минусы
Вопрос, когда будут заключены договоры управляющих компаний с энергоснабжающими организациями, вызвал неоднозначную реакцию как среди руководителей предприятий, так и среди собственников жилья. По закону такие договоры должны быть, причем в интересах собственников жилья. Но на практике не всегда это благо. У нас уже есть негативный опыт, когда управляющая компания не смогла рассчитаться с электросетями и дом был обесточен, хотя жильцы оплачивали потребленную электроэнергию.
– Управляющая компания берет деньги «чужие», а отдает потом «свои», – заметил Ильяс Юнусов. – Собрав средства, она может направить их не на оплату электричества или воды, а туда, где в данный момент большая проблема. Вот почему если мы это сделаем, то можем остаться совсем без водоснабжения.
Однако когда нет договора с УК, жильцы оплачивают все потери, и ни у кого нет стимула искать причину утечек. Все они в виде ОДН (расход на общедомовые нужды) ложатся на плечи жильцов. Это уже многие на собственном кошельке ощутили. Так, жильцы трехэтажного дома № 143 по улице Ленина, где в подъезде всего четыре лампочки горят, получают счета, в которых на ОДН начисляют в месяц по 70–100 Квт/час, при том что потребление в квартире составило лишь 98 Квт/час. Куда только люди ни обращались, до губернатора дошли, но найти причину таких огромных общедомовых расходов обнаружить так и не смогли. Пользуясь случаем, они спросили об этом у присутствующего на встрече представителя НЭСК. Аналогичная ситуация и в доме по улице Ленина, 107.
– Я не могу вам сказать, почему у вас большой ОДН, – ответил начальник отдела снабжения НЭСК Андрей Белокуров. – Разбирайтесь с управляющей компанией, мы ваш дом не обслуживаем, а берем только показатели приборов учета. Управляющая компания не может начислять ОДН больше, чем положено по нормативу, а энергосбытовая организация берет по общедомовому прибору учета полностью и рассчитывает ОДН. Выбирайте сами, с кем вам выгоднее заключать договоры.
В похожем положении, только по воде, оказались и жильцы многоэтажного дома по улице Интернациональной, 22. В прошлом месяце им пришлось оплатить 180 кубов воды, потраченной на ОДН! Как пояснил С. Аракелян, руководитель УК «Наш Город», недавно принявшей на обслуживание этот дом, большой расход воды произошел из-за аварий. Пришлось менять неработавшую запорную арматуру, выполнять другие аварийные работы на водопроводной сети, а затем сливать грязную воду согласно технологии.
– Но почему оплачивать должны мы? – недоумевали жильцы.
– У вас была другая управляющая компания. Если в вашем доме тогда еще были проблемы с водой, а она не занималась ремонтом, то это ваша вина, потому что вы не следили за этим, – ответил Самсон Аракелян.
Впрочем, надеяться на то, что, заключив договор с ресурсоснабжающими организациями, УК возьмет все потери на свой счет, тоже не стоит. В определенных обстоятельствах сверхнормативные потери возмещать жильцам все же придется, правда, по решению общего собрания собственников жилья.
С должниками работают коллекторы
Еще одна злободневная проблема – должники. Это жильцы, которые годами не оплачивают коммунальные услуги.
– Почему УК не работают с неплательщиками? – на повышенных тонах вопрошали люди.
Но, как оказалось, напрасно шумели. Работают. Обращаются в суд, правда, без особого успеха. Очень часто судебные приставы присылают ответы, что взыскать долги нет возможности. И тогда УК привлекают коллекторские фирмы. Правда, иной раз долги «выбивают» не из тех. О таком казусе сообщили жильцы дома по улице Лазурной, 9. От этого дома в январе 2014 года отказалась УК «Кубань». Два месяца жильцы не платили за обслуживание, пока в апреле их не приняла УК «Управдом». И вдруг коллекторы стали звонить по телефонам, стучать в двери и требовать долг за два месяца в пользу УК «Кубань». Глава города Юрий Фесенко пообещал разобраться с этим фактом.
Без взаимного внимания нет и взаимопонимания
К сожалению, очень часто непонимание между управляющими компаниями и собственниками жилья возникает из-за того, что ни одна сторона не желает услышать другую. Вот и на этой встрече в стенах городской администрации, собравшей всех именно для того, чтобы выслушали друг друга, разговор нередко переходил в сплошной крик и демонстративный уход из зала. К концу встречи не осталось и половины пришедших.
Хотя порой проблема, как говорится, выеденного яйца не стоит. Так, отвечая на один из вопросов, руководитель УК «Управдом» Лидия Климашевич посоветовала внимательно прочитать договор, где все написано. И выяснилось, что для жильцов дома по улице Лазурной, 9 договор получить – проблема. Нужно очень «сильно попросить» сотрудников, чтобы отдали его в отсутствие руководителя. Слово за слово – и завязался шумный спор.
Юрий Витальевич призвал всех проявить внимание по отношению как к жильцам, так и к работникам жилищно-коммунальной сферы, потому что без взаимопонимания и сотрудничества никак не навести порядка в наших домах.
Не на все вопросы сегодня готовы ответы
Не все участники встречи были полностью удовлетворены ответами, потому что не готовы пока специалисты на них ответить так, как хотелось бы жильцам. Сложно назвать, например, день, когда у домов № 156 и 158 по улице Толстого приехавшие в ЦРБ перестанут парковать машины. Хотя проблема решается. Нужно время и для того, чтобы найти оптимальный вариант подачи тепла в дома, чтобы в них было не жарко и не холодно, а также заделать швы в панельных домах и провести еще очень много работ для того, чтобы в домах и дворах белореченцам было комфортно жить.
Но, безусловно, ответы будут даны на каждый озвученный на дне открытых дверей вопрос. После состоявшегося разговора сотрудники администрации города приступили к очередным обследованиям проблемных домов с целью решить в первую очередь вопросы, которые в компетенции управляющих компаний и городской власти.
По инициативе главы района руководство администрации города за опытом съездило в Армавир, где на сходах граждан не было поднято ни одной проблемы по месту жительства. Они там давно решены. Такая задача сегодня стоит и перед администрацией Белореченского городского поселения.