В пятницу, 12 февраля, Елена Ефремовна Астахова, жительница хутора Кубанского, мать-героиня, родившая и вырастившая десять детей, отметит свой 100-летний юбилей.
К искренним и сердечным поздравлениям, пожеланиям крепкого здоровья, спокойствия и долгой жизни от её детей, 28 внуков, 39 правнуков и 16 праправнуков присоединяется и редакция газеты «Огни Кавказа».
Накануне юбилея мы встретились с Еленой Ефремовной, пообщались с ней и в очередной раз убедились, что на продолжительность жизни человека влияют не только генетика, образ жизни и обстоятельства, но и отношение к происходящему, терпение и вера.
Сейчас даже представить себе трудно, что встречи с этой удивительной женщиной, матерью-героиней, родившей и поставившей на ноги десятерых детей, могло не быть, если бы не ее внимательные и заботливые дети. Это они приехали из хутора Ивановского в Белореченск, чтобы через газету поздравить свою любимую мамочку со 100-летним юбилеем. Разговорились, созвонились, и… всё сложилось!
В хутор Кубанский мы выехали на следующий же день. Во дворе небольшого домовладения нас встретил сын долгожительницы Михаил Астахов, на кухне вместе с мамой хлопотали сестры Вера и Наталья.
Когда не стало мамы
Когда в семье Макаровых (девичья фамилия Елены Ефремовны), что жила на 26-м километре за поселком Лесным, умерла мать, сестрам Марусе и Лене было 7 лет и полгода соответственно. Отцу девочек Ефрему было трудно выполнять и мужскую, и женскую работу, и он женился во второй раз.
По словам детей Елены Ефремовны, о том непростом периоде своей жизни мама никогда не рассказывала. Зато по воспоминаниям тети Марии с мачехой у сестер отношения были сложные. К тому же жили Макаровы бедно. Наверное, поэтому Лена не смогла учиться в школе. У нее просто не было обуви. А зимой босой по снегу не находишься. Так и осталась Лена неграмотной… Об этом спустя много лет вспоминали соседи Макаровых… От соседей дети Елены Ефремовны и узнали кое-какие подробности тяжелого детства и юности мамы и тети.
В 1933 году, когда на Кубани люди умирали от голода, сестры перебрались в хутор Кубанский, где жила их дальняя родственница. Тётка поселила девчат в коридорчике. Днём Маруся и Лена помогали ей по хозяйству, нянчили детей и грелись в доме, а ночью возвращались в свой коридор и укладывались там спать. Но и этому они были рады. На дворе вот-вот начнётся весна, а с нею тепло. К тому же родственница их кормила. Сестры не голодали.
В августе 1946 года у супругов Астаховых
родилась первая дочь. Всего детей было
десять: пять сестер и пять братьев.
Самый младший сын Сергей появился на свет в 1965-м
Было всё: и хорошее, и плохое
Когда началась Великая Отечественная война, Елене Ефремовне было 20 с небольшим. Период оккупации наша героиня вспоминает неохотно. По словам дочерей, вместе со стариками и женщинами она рыла окопы.
В 1945 году после Победы в родной хутор вернулся Петр Астахов. Он был на год старше Елены. Фронтовик, прошедший всю войну и четырежды раненный. Молодые люди познакомились, понравились друг другу и, недолго думая, поженились. В августе 1946 года у них родилась первая дочь. Всего детей было десять: пять сестер и пять братьев. Самый младший сын Астаховых Сергей появился на свет в 1965-м.
Днём сёстры Маруся и Лена Макаровы
помогали тёте по хозяйству, нянчили её
детей и грелись в доме, а ночью
возвращались в свой коридор
и укладывались там спать
Дом, в котором сегодня живет Елена Ефремовна, они с мужем строили сами.
– Мне года три было, – рассказывает сын Астаховых Михаил. – Помню, как здесь лавки стояли, с которых женщины мазали стены, а я, малой, под ними ползал. Это, наверное, 1956-1957 год. Пока строились, мы с родителями жили в летней кухне с земляным полом и крышей из камыша…
Елена Ефремовна трудилась в Пшехском табаксовхозе, а Петр Архипович – лесорубом в лесничестве.
– Когда мы готовились к вашему приезду, – пояснила младшая из сестер Наталья, – нашли фотографию отца. На ней он в лесу на бревнах сидит с рабочими. Молодой еще…
Петра Архиповича не стало в 1967-м. В возрасте 47 лет он умер от неизлечимой болезни.
Елена Ефремовна осталась с восемью детьми на руках. Двое старших жили уже самостоятельно, самому младшему сыну Сергею было полтора, Петру – три, Наталье – четыре с половиной года.
Расспрашивая мать-героиню о семейной жизни, услышали:
– Всё было. И хорошее, и плохое…
– Но больше плохого, – тихо, чтобы не услышала мама, сказала старшая Вера. – Правда, мама не жаловалась: ни на мужа, ни на невесток, ни на зятьев… В нашем доме никогда ссор не было. Она очень этого боялась. Наша мама – миролюбивый человек.
У матери-героини Елены Астаховой
из хутора Кубанского 28 внуков,
39 правнуков и 16 праправнуков
Десять душ и ртов
О том, как непросто было Елене Астаховой одной поднимать и воспитывать детей, мы узнали от них самих.
– Когда мама трудилась в табаксовхозе, – вспоминает Вера Петровна, – мы тоже ходили с ней на работу денежки зарабатывать. Из школы возвращались и бежали в сады. Там яблоки, сливы. Клубника была… Мы помогали маме всё собирать. И полоть помогали.
Пытаясь разобраться в секрете долголетия Елены Ефремовны, к единому мнению мы с ее дочками так и не пришли.
Выяснилось, что в роду у матери-героини были долгожители. Ее старшая сестра Мария, например, ушла из жизни в 97 лет, а тетя Василиса – в 99. При этом у Марии был всего один ребенок, а у Елены – десять!
По словам Веры Петровны, некоторые ее знакомые считают, что именно большое количество детей продлило Елене Астаховой жизнь. Она, мол, рожала, организм обновлялся. Но дочери, что сами давно уже мамы, бабушки и прабабушки, это мнение считают спорным.
– Может, дело в продуктах питания? – рассуждает Наталья Петровна. – Жирное мясо мама не ела никогда. Его просто в семье нашей не было. Мама всё готовила и жарила на подсолнечном масле. А раньше оно натуральное было! Мы держали корову, свиней, птицу. Вот мама курицу зарубит, сварит на 12 человек. Мы сели и разом всё съели… Детьми мы искренне удивлялись, почему мама выбирает только куриную шею да крылышки. А когда подросли, поняли: просто эти части тушки никто из детей не любил.
По словам сестер, в многодетной семье, несмотря на то, что держали корову, молока никогда не хватало, чтоб напиться его вдоволь или сметаны наесться досыта. Одной коровы на такую ораву было мало. Понимая это, Елена Ефремовна делала домашнюю закваску. В большую чашку накрошит хлеба, закваской зальет – вот тебе и блюдо!
– Зато каждое утро, – вспоминают дочери, – в доме была свежая выпечка. Мама вставала в полчетвертого и пекла нам пышечки, пирожки, блины, оладьи. Испечет, разбудит одного из нас, накормит с пылу с жару. Потом будит второго… Перед школой мама всех детей кормила завтраком. Супчик, вермишель или картошечка, но но завтрак был обязательно. Жили мы очень скромно. Даже бедно. Но голодными не были никогда.
Елена Астахова со старшей сестрой
ещё детьми в Кубанскую церковь бегала.
Потом в Белореченск ездила в Свято-
Успенский храм. Ей без веры, без стержня
нельзя
Мысли вслух
На наш вопрос, чему самому главному в жизни научила их мать, Вера и Наталья ответили: трудолюбию.
– Нашей маме некогда было сидеть с детьми и вести задушевные беседы, – уточнила Наталья. – Она работала и в табаксовхозе, и дома. Помню, как вечерами мы, дети, чистили картошку. А она вставала чуть свет, хлеб пекла и кушать нам готовила. Да, она нас к труду приучила. Мы всегда всё делали вместе.
Спустя много лет, когда дети Елены Ефремовны выросли и обзавелись собственными семьями, кому-то из дочерей она призналась, что после смерти супруга находились мужчины, которые предлагали ей выйти замуж. Но она не соглашалась. Вспоминая свои непростые отношения с мачехой, Елена Астахова в первую очередь думала о счастье и спокойствии детей.
– Наша мама глубоко верующий человек, – продолжает Наталья Петровна. – Они со старшей сестрой еще детьми в Кубанскую церковь бегали. Потом мама в Белореченск ездила в Свято-Успенский храм. Ей без веры, без стержня нельзя. В последнее время она часто рассуждает о том, чем у Бога заслужила такую длинную жизнь.
Сегодня из десяти детей Елены Астаховой осталось только четверо: братья Михаил и Сергей, сестры Вера и Наталья.
Полтора года назад один за другим (с разницей в 40 дней) из жизни ушли ее сын и дочь, что сильно подкосило здоровье и настрой Елены Ефремовны.
Женщина часто вспоминает детей, которых с ней нет. Говорит, мол, шестеро уже ушли, а я тут задержалась.
– А как же мы без тебя? – спрашивает в такие моменты дочь Наталья, которая живет рядом с мамой в хуторе Кубанском.
Елена Ефремовна, будто отмахиваясь от нее рукой:
– За вас я спокойна…
Видно, действительно эта маленькая, щупленькая, но очень мудрая женщина за свою долгую и нелегкую жизнь познала что-то такое, что многим из нас еще предстоит прочувствовать и понять.
А ппока, по привычке просыпаясь раньше петухов, она дорожит каждым новым днём. Топит в доме печь, хлопочет на кухне… И накануне 100-летнего юбилея искренне желает всем своим родным и знакомым всего самого лучшего.
Звание «Мать-героиня» – высшая степень отличия Советского Союза, установленная для женщин за заслуги в рождении и воспитании детей. Звание присваивали многодетным матерям с одновременным награждением одноимённым орденом.
Примечательно, что звание и орден были учреждены Указом Президиума Верховного Совета СССР 8 июля 1944 года, во время Великой Отечественной войны, забравшей миллионы жизней. Ведь большинство погибших на фронтах мужчин были молодого и среднего возраста. Население страны значительно снизилось. Введение звания «Мать-героиня» и одноименного ордена особо подчеркивало, как остро в то время нуждалась страна в молодом поколении.
Согласно «Положению о звании «Мать-героиня» оно присваивается матерям, родившим и воспитавшим 10 и более детей, по достижении последним ребёнком возраста одного года и при наличии в живых остальных детей этой матери.
Источник: Википедия