Накануне Нового года в редакции газеты «Огни Кавказа» состоялась встреча с депутатом ЗСК,
заместителем председателя комитета по вопросам промышленности, строительства и жилищно-коммунального хозяйства, членом фракции Всероссийской политической партии «Единая Россия» Светланой ХОБЛЕНКО.
Разговор был посвящен важной дате 2014 года – 20-летию Законодательного Собрания Краснодарского края, деятельность которого нацелена на создание условий для улучшения жизни населения Кубани.
– Светлана Александровна, парламентской деятельностью Вы занимаетесь четвертый созыв из пяти, что он существует. Это уже 16 лет. Что все эти годы было основополагающим в Вашей деятельности?
– За 16 лет работы я ни разу не пользовалась грязными технологиями, старалась никого не обливать грязью. Поэтому сегодня мне не стыдно ни за один проведенный в ЗСК день. Я могу открыто и честно смотреть в глаза своим оппонентам и смело говорить о том, что коллектив Законодательного Собрания края для меня – это моя семья.
– Вы не были депутатом первого созыва, но, наверняка, знаете о том, в каких непростых условиях первым парламентариям приходилось работать. Чем памятен для ЗСК тот период деятельности?
– Выборы депутатов первого созыва состоялись 20 ноября 1994 года, а к работе они приступили 14 декабря 1994 года. Изменения, происходившие в стране в то время, были весьма сложны и болезненны для общества. Рухнула сложившаяся в советское время система: административная модель экономики сменялась рыночной, приватизация бывших объектов госсобственности вела к спаду производства, предприятия разваливались, в стране царила инфляция, росла безработица, те, кто имел работу, зачастую месяцами не получали зарплату, доходы практически всех российских семей не успевали за ростом цен.
Это было время резкого и глубокого падения жизненного уровня. В этой непростой обстановке депутаты первого созыва и начинали свою деятельность.
Для того чтобы формировать в крае правовую базу для дальнейшего развития экономики и социальной сферы, иметь возможность реализовывать социальные программы, им было необходимо найти быстрые и эффективные законотворческие решения по защите кубанцев от стихии рынка, сохранить в крае управляемость, спасти предприятия, не допустить развала экономики и массовой безработицы, наполнить краевой бюджет. Депутаты первого созыва стремились остановить те процессы, которые происходили в стране, и сохранить социальную направленность того скудного бюджета, который был.
Символично, что самым первым Законом, принятым ЗСК, стал краевой закон «О моратории на приватизацию объектов образования в Краснодарском крае». Закон был вынужденный и своевременный. Он остановил желающих распространить приватизационные процессы на социальную инфраструктуру и установил запрет на перепрофилирование, разгосударствление и приватизацию государственных и муниципальных учреждений – школ, детских садов, клубов. Тем самым была поставлена точка на подобных имущественных притязаниях, и многие кубанские дети получили гарантированную возможность начать или продолжать образование в нормальных условиях.
Депутаты первого созыва первыми начали говорить о гарантированности медицинской помощи в системе здравоохранения Краснодарского края. Ими был принят базовый закон «Об охране здоровья населения Краснодарского края», на основе которого выстроена вся система здравоохранения Кубани.
Первый созыв старался выйти на стабильный путь развития и разработал целый пакет документов, которыми определялись практически все стороны деятельности учреждений и организаций социальной сферы.
– Вы начали свою деятельность со второго созыва, это 1998 год. Какой комитет выбрали для себя? И на что в те годы депутаты особо обращали внимание?
– В конце 90-х заговорили о том, что нужно уделять больше внимания промышленности, строительству, транспорту. Появились понятия жилищно-коммунального хозяйства, транспортной инфраструктуры… Тогда же в ЗСК был создан комитет по вопросам промышленности, строительства и жилищно-коммунального хозяйства, которого в первом созыве не было.
Председатель комитета Николай Васильевич Приз пригласил в него меня. Скажу честно, сомневалась, буду ли полезной, так как до этого времени занималась социальной сферой. А мне очень хотелось быть полезной. Однако как начала работу в этом комитете, так и по сей день ею занимаюсь. Сложно, проблематично, но, наверное, в другом комитете я бы уже и не хотела быть, настолько глубоко знаю все процессы, которые происходят в этих отраслях.
– Вы помните свой первый рабочий день?
– Да, для меня им стала первая организационная сессия второго созыва. Пришла в зал, робела, одолевали мысли, что же меня ожидает. Понимала, что ЗСК – высший законодательный орган краевой власти, серьезный, вопросы здесь решаются быстро, все такие умные. Размышляла, а попаду ли я в эту струю, смогу ли оправдать доверие?
Посидела, послушала, и мне показалось все настолько интересным, настолько понятным и знакомым, о чем там говорилось и делалось, что я успокоилась.
– Когда было труднее работать: в начале депутатской деятельности или сегодня?
– Трудно было всегда. Если ты работаешь с полной отдачей, а с нашим руководителем Владимиром Андреевичем Бекетовым иначе и нельзя, то легкой работы не бывает. В нашем деле надо не бояться откровенно высказывать мнение, вникать в те вопросы, где тебя не ждут и не хотят видеть, доводить их решение до логического конца – принятия нормативного акта.
Это непросто. Помню, одним из таких направлений, чем пришлось заниматься, были вопросы организации похоронного дела. Наверное, вы помните, что представляли собой наши кладбища. К большинству из них даже дорог не было, не говоря уже о другом… А ведь это и отношение к памяти ушедших. Взялись мы тогда за это направление: ездили по муниципалитетам, анализировали, подготовили два контрольных постановления, приняли краевой закон.
И сегодня нам говорят, что в Краснодарском крае одно из лучших законодательств в этой сфере. А главное, орган местного самоуправления может теперь полностью без проблем отладить эту работу у себя на территории, а нам остались только контрольные функции.
Если говорить не о нагрузке, а о знаниях, опыте, то, конечно, в начале парламентской деятельности было работать сложнее. Приходилось всему учиться по ходу дела. И сейчас учусь, ведь жизнь ставит все новые и новые рубежи, но есть команда, которая все проблемы, тонкости поставленной задачи отрабатывает в комитетах, на планерках, сессиях. Благодаря этому алгоритм ее выполнения складывается в определенную цепочку, и ты уже видишь, как подойти к решению того или иного вопроса.
Хотя сложностей в нашей деятельности хватает и сегодня, ведь темпы работы с каждым годом наращиваются, а задачи усложняются. К тому же, федеральное законодательство нередко ограничивает нас рамками наделенных полномочий, перешагнуть за которые в своем стремлении помочь людям мы не имеем права.
Все это одновременно вызывает и трудности, и определенный профессиональный азарт, потому что каждый депутат понимает: решение поставленной председателем ЗСК задачи – дело чести и депутата, и комитета.
– А как в целом развивается деятельность парламента?
– Отрадно отметить, что в работе ЗСК присутствует преемственность созывов. Депутаты первых созывов положили начало нормативной базе по разным направлениям, депутаты последующих созывов продолжают ее развивать. Причем деятельность парламентариев всех созывов носит ярко выраженный социальный характер, обеспечивает расширение форм поддержки малоимущих и наименее защищенных слоев населения.
Тому свидетельством являются законы об охране труда, обеспечении основных гарантий прав ребенка, прожиточном минимуме, государственной социальной помощи, лекарственном обеспечении, социальной поддержке многодетных семей и многие другие.
На счету кубанских парламентариев масса нужных и важных законов, которые помогают жить и развиваться всему краю, поддерживают все направления экономики: законы о промышленной политике, технопарках, создании саморегулируемых организаций в строительстве, антикризисных мерах в ЖКХ, энергосбережении и повышении энергетической эффективности.
Особое внимание уделялось депутатами ЗСК нынешнего и всех предшествовавших созывов развитию малого бизнеса, в том числе в агропромышленном комплексе. В разные годы были приняты законы о развитии малого и среднего предпринимательства, мерах господдержки субъектов малого предпринимательства в АПК, народных художественных промыслов и ремесленной деятельности.
За счет бюджета велось субсидирование производства мясо-молочной продукции, строительства теплиц, закладки садов, виноградников, пастбищ вблизи поселений, принимались меры по совершенствованию рынка сбыта.
В настоящее время в крае субъектам малого агробизнеса оказывается 24 вида господдержки. Такой поддержки нет ни в одном другом субъекте РФ. Успехи наших малых сельхозтоваропроизводителей и малого бизнеса демонстрируются во время проведения выставок сельского хозяйства, малого бизнеса, народного творчества и ярмарок, инициатором которых выступило ЗСК совместно с администрацией края.
В крае принимались законы о повышении качества медицинского обслуживания, о государственной молодежной политике, профилактике алкоголизма и наркомании, развитии систем образования и культуры, физической культуры и спорта. Говоря о спорте, не могу умолчать о главном спортивном событии 2014 года – зимних Олимпийских и Паралимпийских играх в Сочи.
С момента принятия в Гватемале решения о проведении 22-х зимних Игр до торжественного открытия прошло шесть с половиной лет напряженного труда. Тем, кто принимал участие в реализации этого мегапроекта, удалось сделать то, что казалось невозможным. Были построены спортивные сооружения мирового класса, прекрасные дома и гостиницы, дороги и развязки, объекты инфраструктуры.
Свою долю труда в подготовку Игр внесли и депутаты ЗСК. Мы формировали соответствующую нормативную базу, контролировали строительство. Теперь свою задачу на перспективу мы видим в том, чтобы поддерживать тот интерес к спорту, который породила Олимпиада, способствовать тому, чтобы олимпийский дух в нас не угас. Депутаты ЗСК намерены и дальше создавать условия для того, чтобы спорт мог прийти в каждый дом, в каждую семью.
В своей депутатской деятельности приходилось заниматься обманутыми дольщиками, обманутыми вкладчиками, подготовкой специалистов, которых у нас не хватало.
Серьезным моментом для всех нас стала реализация в Краснодарском крае ФЗ № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Каждый комитет имел задачу подготовить необходимые документы для реализации вопросов местного значения по своему направлению. Необходимо было обеспечить наши города, поселки, хутора уличным освещением и дорожной сетью, системой качественного тепло, — и водоснабжения, газифицировать их. Тогда мы приняли решение идти программно-целевым методом развития края на условиях софинансирования с муниципальными образованиями, с участием населения, без чего справиться со стоящими задачами было бы невозможно.
Не сразу менялось сознание людей, которые еще не забыли о том, что в советское время были сильны социальные государственные гарантии. Хотя, надо откровенно говорить, многие льготы советского времени фактически не были подкреплены финансово. Трудно люди привыкали к мысли, что и их стали привлекать к созданию благ на территориях, где они проживают. Однако постепенно понимание приходило, и население начало с большей готовностью, чем раньше, принимать участие в предложенных программах.
А представители местного самоуправления – депутаты городских и сельских поселений, сотрудники органов исполнительной власти, представители ТОС, избиратели, стали надежным союзником Законодательного Собрания во всех, даже самых сложных, вопросах.
– Сколько же всего законов принято за это время?
– Начиная с 1994 года депутаты Законодательного Собрания пяти созывов приняли более 3 тысяч законов и свыше 11 тысяч постановлений, регулирующих правоотношения во всех отраслях экономики и социальной жизни. За 20 лет они создали надежную правовую базу эффективной деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, экономического и социального развития региона, реализации гражданами прав и свобод, гарантированных Конституцией страны. Законодательная ветвь власти края стала важнейшим фактором стабильности, общественного согласия, гражданского мира, консолидации всех созидательных сил.
– Вы рассказали о том, что вы, кубанские парламентарии, делаете для края. А есть ли в Вашей профессиональной деятельности менее масштабные дела, например районного уровня, которые бы грели душу и вспоминались Вами с особенной теплотой?
– Таких дел много: от детской игровой площадки до строительства спортивного зала. Все они греют душу, потому что принесли радость людям. Но есть пара дел, о которых мне особенно приятно вспоминать. Это строительство и пуск путепровода через железную дорогу, ведущего из Белореченска в Майкоп. Когда мост был разрушен, водителям приходилось делать огромный крюк, чтобы выехать к Майкопу, а пешеходам, в том числе родителям с детьми, переходить через пути, рискуя жизнью.
Движение по станции тогда было в разы больше, чем сегодня. Я понимала всю серьезность проблемы и в экономическом, и в социальном плане. И для меня восстановление этого путепровода стало делом чести. Спасибо губернатору, у которого я дважды была на приеме с этим вопросом. Мы смогли найти компромиссное решение, которое устроило и руководство железной дороги, и администрацию края и отвечало нашим интересам. Открытие моста стало настоящим праздником для всех белореченцев.
И второе дело, которое было решено не без моего участия и которое я хотела бы назвать, – прекращение варварской добычи нерудных материалов в русле реки Белой. До сих пор нам аукается то время. Большинство мостов из-за того, что вода ушла, находится в аварийном состоянии.
Во многих населенных пунктах опустился уровень воды. Решение вопроса далось непросто, так как не было согласия и в правоохранительных органах. Конечно, результаты есть. Единичные случаи работы экскаваторов в русле сегодня встречаются, но, как правило, связаны они с очисткой русла.
– 20 лет парламентарии края определяют стратегию жизни Кубани, заботятся о том, чтобы она процветала, а ее жители чувствовали себя в безопасности. Не тяжело ли нести такое бремя ответственности за пятимиллионный Краснодарский край?
– Скажу честно, нелегко. Сегодня Кубань является одним из наиболее экономически сильных и активных субъектов Российской Федерации. По многим социально-экономическим показателям – уровню и качеству жизни, объемам привлеченных в экономику инвестиций, темпам промышленного производства и объемам производства в аграрно-промышленном комплексе, метражу ежегодно вводимого в строй жилья, Кубань является безусловным лидером на Юге России.
Но так было не всегда. Когда я пришла в ЗСК, бюджет края составлял всего 8 млрд руб. А на 2015 год утвержден бюджет в размере 180 млрд руб. собственных доходов. Они же не просто так появились, их нужно было заработать.
Ошибаются те, кто считает, что задача краевого парламента только в том, чтобы правильно все распределить: раздать льготы, преференции населению, разработать социальные программы. Наша цель и в том, чтобы все сферы и отрасли края эффективно работали и приносили прибыль, которую можно было бы тратить. Ведь только имея надежный экономический фундамент, обладая стабильными поступлениями в бюджет, можно выполнять социальные обязательства перед кубанцами.
Своевременно принимаемые депутатами Законодательного Собрания Краснодарского края законы, постоянная работа над совершенствованием правовой базы создают условия для обеспечения роста реального сектора кубанской экономики и регулирования работы всех ее отраслей, а значит, мы способствуем наполняемости бюджета. Ради стабильных поступлений в бюджет края трудимся мы все – и кубанские парламентарии, и администрация Краснодарского края, и жители муниципальных образований.
От нашей совместной плодотворной работы зависит уровень жизни кубанцев и стабильное, обеспеченное завтра прекрасной кубанской земли.
Материал к печати подготовила Марина СТЕПАНОВА.