Белореченец Марк Шалай возглавлял спецбригаду по производству горных «Катюш»

Победа

В битве за Кавказ немаловажную роль сыграла горно-вьючная реактивная установка М-8, получившая в народе имя горная «Катюша». Неоценимый вклад в производство новой боевой единицы внесли работники Белореченского паровозного депо, эвакуированного летом 1942 года на Черноморское побережье.

…В курортных городах никогда не было промышленных предприятий, производящих сложную боевую технику. Такая возможность возникла с появлением на побережье эвакуированных предприятий железнодорожного транспорта. В Сочинском паровозном депо изготавливались реактивные миномёты, специально предназначенные для действия в горах. Их так и называли: горные «Катюши».

(Георгий Гура, сын С.Л. Гуры, начальника паровозного депо ж.-д. станции Белореченская с 1938-го по 1945 гг.)

Особенности рельефа местности наложили отпечаток на условия военных действий в ходе битвы за Кавказ, в частности в применении реактивной артиллерии. На горных участках применение БМ-13 было затруднено, да и самих 132-мм установок на этом участке фронта было относительно немного. Нужен был новый вид вооружения – реактивная артиллерия, которая могла быть применена для ведения боевых действий в горах. С идей создания лёгкой разборной артиллерийской установки выступил начальник подвижной ремонтной мастерской №6 Черноморской оперативной группы гвардейских миномётных частей Северо-Кавказского фронта военный инженер третьего ранга Александр Алфёров.

Он предложил изготовить облегченные варианты «Катюш», которые можно было бы перево-зить по горным тропам на ишаках и лошадях, а чтобы оружие не потеряло своей огневой мощи, использовать для него уменьшенные реактивные снаряды модели М-8.

Получив поддержку командира оперативной группы реактивных минометов «Катюша» Северо-Кавказского фронта полковника Алексея Нестеренко, создатель горных «Катюш» обратился к начальнику сочинского депо Евгению Юрову с предложением организовать производство реактивных установок в мастерских депо. Так, в Сочи в сентябре 1942 года был создан секретный цех и сформирована спецбригада по производству переносных ракетных установок, которую возглавил белореченский машинист Марк Шалай. В бригаду вошли белореченские и сочинские паровозники Михаил Андрианов, Филипп Вязников, Константин Коваль, Николай Рудый, Николай Скрипченко, Алексей Строев. Каждый из них в совершенстве владел своим ремеслом. Скрипченко долгое время работал в Белореченском паровозном депо мастером, Рудый – электросварщиком, Шалай – слесарем. Андрианов был первоклассным токарем, Коваль и Вязников – опытные паровозные машинисты, Строев работал шофёром автодрезины.

Через две недели после начала работ был изготовлен опытный образец горной установки.

Белореченец Марк Шалай возглавлял спецбригаду по производству горных «Катюш»

– Испытательные стрельбы прошли со стороны сочинского парка «Ривьера», – рассказывает директор музея истории Сочи Елена Галищева. – Тогда дали залп в сторону моря, что вызвало огромный переполох в городе. Посты местной противовоздушной обороны решили, что в море рвутся бомбы. Налет авиации! Завыли сирены, люди побежали в укрытия. Испытатели такого эффекта даже не ожидали. В селе Георгиевском близ Туапсе опытный образец горной «Катюши» был представлен командующему Северо-Кавказским фронтом Семёну Будённому. Мощный ракетный залп произвел на маршала большое впечатление, он тут же отдал команду о промышленном изготовлении небольшой партии установок.

Прообразом горных «Катюш» послужила легендарная боевая машина реактивной артиллерии, стоявшая на вооружении Красной Армии с тех самых пор, как батарея капитана Ивана Флёрова 14 июля 1941 г. буквально стёрла с лица земли вокзал в городе Орше вместе с находившимися на нём немецкими эшелонами с войсками и техникой. Эффект молниеносного огненного залпа оказался поразительным. Для перевозки тел погибших солдат и офицеров потребовалось три эшелона. С тех пор каждое появление «Катюши» на фронте вызывало у врагов панический страх.

В мастерских железнодорожного депо закипела работа. За два месяца (сентябрь-октябрь 1942 г.) было изготовлено 58 вьючных и 4 дрезинных реактивных минометных установок. Установки поступили на вооружение трёх отдельных дивизионов и трёх отдельных батарей горной артиллерии. Дивизион состоял из 12 реактивных установок, 215 человек личного состава и 150 лошадей. И «заговорили» горные «Катюши» в районе Гойтхского хребта, высот Семашхо, Два Брата, Индюк Туапсинского района, на Клухорском, Санчарском, Черкесском перевалах Кавказа. А уже в ноябре 1942-го началась Туапсинская наступательная операция, ставшая прологом к освобождению всего Краснодарского края от фашистских захватчиков.

Также реактивными установками были вооружены железнодорожные дрезины, курсировавшие на участке Сочи – Туапсе и охранявшие Черноморское побережье от внезапных атак со стороны моря. Горные «Катюши» были установлены и на тральщик «Скумбрия», который в феврале 1943 г. оказывал поддержку морякам-десантникам, высаживавшимся на Малой земле близ Новороссийска.

За отличное выполнение важного заказа фронта все работники спецбригады были удостоены высоких правительственных наград. Приказом Военного совета Черноморской группы войск Закавказского фронта от 7 ноября 1942 г. №051 за производство горных «Катюш» начальник сочинского депо Юров и бригадир Шалай были награждены орденами Красной Звезды, остальные железнодорожники – медалями «За боевые заслуги».

Из наградного листа Марка Шалая, машиниста депо ст. Сочи, ранее награждённого четырьмя благодарностями, премированного денежными премиями, занесённого в дорожную книгу Почёта:

С получением военного заказа т. Шалай изъявил согласие работать в качестве слесаря по выполнению данного заказа. Показывая подлинные образцы стахановского труда, он внёс много рационализаторских предложений и усовершенствований для ускорения работ по выполнению данного заказа, не уходя с производства по 16-18 часов.

Иван Скрипченко, мастер депо ст. Сочи,

для выполнения и ускорения военного заказа внёс ряд рационализаторских предложений, сумел со своим коллективом в условиях депо Сочи организовать работу так, что заказ был выполнен в минимально короткий срок, с минимальной затратой материалов

(из наградного листа к медали).

Николай Рудый,

выполняя сварочные работы по изготовлению военного заказа, довёл производительность труда до 200-300%, не уходя с производства по 16 часов, а когда потребовалось выполнить сварочные работы в короткий срок, не уходил с производства четыре дня, отдыхая здесь же у сварочного аппарата в ожидании отделки деталей 2-4 часа

(из наградного листа к медали).

Помимо битвы за Кавказ, реактивные установки участвовали в освобождении Крыма, громили врага в горных Карпатах и на Дальнем Востоке. Разработанные в условиях военных действий, они постоянно находились в боевых порядках пехоты в горной местности, усиливая её огневую мощь, сопровождали пехоту на перевалах, ведя огонь с тех позиций, которые были недоступны для большинства других видов артиллерии. Явившись специфическим оружием гвардейских горно-вьючных миномётных частей, горные «Катюши» сыграли немаловажную роль в разгроме врага.

Мария ФРОЛОВА, старший научный сотрудник музея Белореченска.

Список использованных источников:

Гура Г.С. Опалённое детство. Воспоминания. Сочи, 2005. ООО «Пилигрим-Парк».

Гура Г.С. Бронепоезда и горные «катюши» — фронту! // Гудок. 2005, 19 марта.

Макаров М. Содель Л. Горные Катюши // Мир оружия. 2006. №8.

Оцените автора
Огни Кавказа