9-12 августа для многих поколений белореченцев всегда будут отзываться болью, вызывать в памяти трагические события лета 1942 года. Это время, когда началась оккупация Белореченского района фашистскими захватчиками. Историки назовут его героизмом отступающих, потому что каждый воин, сражавшийся на нашей земле, бился с врагом до последней капли крови, до последнего патрона.
Музей города Белореченска не прекращает исследовательскую работу, чтобы земляки знали, какой ценой досталась нам Великая Победа, чтобы имена героев со временем не стерлись из нашей памяти.
Сегодня мы публикуем материалы, многие из которых будут впервые представлены широкому кругу читателей. Кропотливая работа сотрудников белореченского городского музея с архивными военными документами, историческими справками и статьями военкоров Великой Отечественной войны позволила восстановить события, найти фотографии, а главное – пополнить список имен тех, кто вставал на пути оккупантов, готов был ценой своей жизни защищать родную землю.
Сражающиеся за родные станицы
Важную роль на фронтах Великой Отечественной войны занимали политработники: комиссары, политруки, парторги, комсорги, не только словом, но и личным примером поднимавшие бойцов на борьбу с врагом. Ведь боевой дух войск был не менее важен, чем крепость боевого оружия.
Я говорил от имени России,
её уполномочен правотой,
чтоб излагать с достойной прямотой
её приказов формулы простые.
Я был политработником
Три года: сорок второй и два ещё потом.
Политработа – трудная работа.
Работали её таким путём:
стою перед шеренгами неплотными,
рассеянными час назад в бою,
перед голодными, перед холодными,
голодный и холодный. Так! Стою.
Им хлеб не выдан, им патрон недодан,
который день поспать им не дают.
И я напоминаю им про Родину.
Молчат. Поют. И в новый бой идут.
Всё то, что в письмах им писали из дому,
всё то, что в песнях с их судьбой сплелось,
всё это снова, заново и сызнова
коротким словом – Родина – звалось…
Борис Слуцкий «Я говорил от имени России…», 1957 г.
Политрук кавалерийского полка
Политруком 3-го эскадрона уже упомянутого 257-го казачьего кавалерийского полка 116-й Донской казачьей кавалерийской дивизии (с 27 августа 1942 г. — 12-й гвардейской Донской казачьей кавалерийской Корсунской Краснознамённой ордена Кутузова дивизии) служил Василий Хрисанфович Власов, уроженец станицы Гурийской Рязанского (ныне Белореченского) района.
Боевой путь его от Кубани до Венгрии, от Кавказских гор до Австрийских Альп в составе 5-го Гвардейского кавалерийского Будапештского Краснознамённого Донского казачьего корпуса отмечен тремя орденами Красной Звезды, орденом Отечественной войны II степени, двумя боевыми медалями «За отвагу», медалями «За оборону Кавказа», «За победу над Германией».
Родился в станице Гурийской 27 декабря 1903 г. в батрацкой семье. Рано оставшись без родителей, Василий Власов вынужден был работать по найму на кулаков. Прошёл путь от лесоруба до работника Министерства заготовок. В возрасте 24-х лет вступил в ряды рабоче-крестьянской Красной Армии. В 1937 г. назначен уполномоченным комитета заготовок по Мечетинскому району Ростовской области. Летом 1941 г. Мечетинским военкоматом призван на фронт Великой Отечественной войны.
В июле 1941 г. в Мечетинском районе из добровольцев, не подлежащих призыву, формировалась казачья сотня. Военное обучение добровольцев проводилось летом первого года войны два раза в неделю в нерабочее время. Командиром сотни был назначен М. Вощин, а В. Власова утвердили его помощником по политчасти. Бойцы сотни влились в состав 4-го Кубанского и 5-го Донского Гвардейских казачьих кавалерийских корпусов, воевавших с фашистскими захватчиками на Южном фронте.
Первые свои боевые награды, орден Красной Звезды и медаль «За отвагу», Власов получил за выполнение боевых задач по разгрому группировки противника на линии станиц Кущёвская – Шкуринская – Канеловская, которым в 2020 г. было присвоено почётное звание «Рубеж воинской доблести».
При обороне станицы Канеловской Власов «вместе с эскадроном охранял мост через реку Ея (северо-восточная окраина станицы). Несмотря на неоднократные попытки немецких войск атаковать, прорваться через мост неприятелю не удалось. В течение пяти дней (29-31 июля, 1 и 2 августа 1942 г.) эскадрон отбивал атаки, неоднократно переходил в контратаку. За этот период боёв эскадроном было уничтожено 5 автомашин и до 200 немецких солдат и офицеров. Лично в этих боях Власов уничтожил 8 гитлеровцев. «Вовлекая бойцов своим личным примером, проявив мужество… Власов, будучи ранен, не выходил с поля боя до окончательного разгрома группировки противника» (из наградного листа к ордену Красной Звезды, изданного Военным Советом Черноморской группы войск Закавказского фронта 25 октября 1942 г.).
В боях за станицу Канеловскую немецким войскам были нанесены большие невосполнимые потери, их планы захватить станицу были расстроены. Видя решительное сопротивление казаков, их смелые контратаки, противник больше не пытался наступать на станицу, ограничиваясь миномётным и артиллерийским обстрелом линии нашей обороны. 116-я Донская дивизия оставалась на занятых рубежах до 4 августа 1942 г. и выполнила приказ командира 17-го кавалерийского корпуса генерал-майора Н.Я. Кириченко – не допустила проникновения противника на южный берег реки Ея.
А потом Василию Хрисанфовичу суждено было пройти с боями по родной земле. 12-14 августа 1942 г. Власов в составе своего эскадрона сдерживал натиск фашистов в районе станции Комсомольская. В боях под станицей Черниговской он был тяжело ранен в голову. Впоследствии Василий Хрисанфович вспоминал:
…жаркий бой на станции Комсомольская… Три дня отбивали яростные атаки немцев. В этом первом большом сражении наш эскадрон потерял многих мечетинцев. Остался лежать в кубанской земле Архип Любченко, пришедший к нам вместе с сыном, и многие другие. Меня ранили. Лишь забота фронтовых друзей спасла мне жизнь. Перед самым боем один солдат почти насильно заставил сменить фуражку на каску. И вот тяжелое ранение в голову. Наш же мечетинец Федор Костенко вынес меня с поля боя»
Находясь в боевых порядках подразделения, Василий Власов не только с честью выполнял свои прямые обязанности – непрерывно вёл партийно-политическую работу, принимал в ряды ВКП(б) казаков, сержантов, офицеров, отличившихся в боях за Родину, но и сам активно участвовал в боях по уничтожению живой силы и техники противника, первым поднимался в атаку на врага, «личным примером воодушевляя бойцов на стремительность в наступлении». По воспоминаниям сослуживцев, В.Х. Власов был честным, требовательным, храбрым, внимательным политработником.
Демобилизовался летом 1946 г. в звании гвардии майор.
Целый комплекс фотографий и документов хранится в фондах Зерноградского историко-краеведческого музея г. Зернограда Ростовской области, где ветеран проживал, возвратившись из рядов Советской Армии.
Сотрудники белореченского музея выражают огромную благодарность сотрудникам Зерноградского историко-краеведческого музея за предоставленный фотографический и информационный материал о белореченском герое Великой Отечественной войны — Василии Хрисанфовиче Власове.
Мария Фролова, старший научный сотрудник.
Политрук Донин
Иван Николаевич Донин родился в 1905 г. в городе Улан-Уде. В ряды Красной Армии был призван в 1932 г. В том же году вступил в ВКП(б). Служил в кавалерийских частях в должности политрука. В июле 1941 г. старший батальонный комиссар И. Донин был направлен в 12-ю кубанскую кавалерийскую дивизию начальником политотдела.
Иван Николаевич принимал непосредственное участие в боевых действиях на территории Краснодарского края. О нем, уже после окончания Великой Отечественной войны, с большим уважением вспоминал командир дивизии, генерал-полковник Иван Васильевич Тутаринов: «Опытный политический руководитель, знающий жизнь партийных и комсомольских организаций, он умел вовремя помочь им, направить работу. В трудных боях Донин неизменно воодушевлял казаков личным примером мужества и отваги».
9 августа 1942 г. Ивана Донина представили к награждению орденом Красного Знамени за боевые действия в районе станицы Шкуринской. Однако Указом Президиума ВС СССР от 27 августа 1942 г. его наградили орденом Красной Звезды.
Вероятно, комиссар так и не узнал о том, что его представили к боевому ордену, ведь в августе 1942 г. приходилось вести бои едва ли не каждый день. Вскоре после Шкуринской Донин в составе дивизии оказался в Белореченском районе. Он был среди изолированных от других полков, лишенных связи с корпусом и крепко зажатых во вражеском полукольце, но несломленных. Казаки с боями прорывались к своим от станицы Черниговской для перегруппировки и пополнения сил, чтобы вновь дать отпор врагу.
Ивану Николаевичу Донину было не суждено получить орден из рук командира дивизии. Он погиб 15 августа 1942 г. в районе станции Комсомольской, до последнего демонстрируя мужество и решимость в бою.
Коммунист Иванов из станицы Черниговской
Виктор Федорович Иванов родился 8 ноября 1903 г. в станице Белореченской. Служил в рядах Красной Армии в 1925 – 1929-е гг. Вступил в ряды ВКП (б) в 1929 г.
Вскоре после начала Великой Отечественной войны был призван на фронт Главным политическим управлением Красной Армии. Батальонный комиссар Иванов служил инструктором политотдела 17-го казачьего корпуса.
В августе 1942 г. он совместно с бойцами 116-й Донской казачьей дивизии оказался вблизи станицы Черниговской Белореченского района. На протяжении недели Виктор Иванов лично участвовал в боях, собственным примером увлекая в бой казаков. За проявленное мужество и стойкость вскоре был награжден орденом Красной Звезды.
В 1943 г. Виктора Федоровича перевели на должность секретаря партийной комиссии при политотделе 4-го Гвардейского Кубанского казачьего кавалерийского корпуса. Его задачей было обеспечение работы комиссии по приему казаков в партию. Это не значило, что он был вдали от линии фронта. Большую часть времени политработник находился в частях и соединениях корпуса и в случае необходимости принимал участие в боях. Так, в 1944 г. он сумел организовать дрогнувшие под натиском танков противника отдельные подразделения 30-го кавалерийского полка. Решительные действия Иванова повлияли на ход боя и способствовали отражению атаки противника. Немногим позднее, во время штурма венгерского города Дебрецен, он находился на передовых позициях частей 9-й кавалерийской дивизии и участвовал в уличных боях.
За добросовестную работу в политотделе, а также за неоднократно проявляемое мужество в боях его наградили орденами Отечественной войны II и I степеней. Его грудь также украшала медаль «За оборону Кавказа» как напоминание о сражениях на родной земле – Кубани.
Победу Виктор Федорович Иванов встретил в Чехословакии в звании гвардии подполковника. Окончил службу 17 июня 1946 г.
19 сентября 1988 г. ветеран ушел из жизни.
Героизм отступающих
#о подвигах, о доблести, о славе
Август 1942 года. Немецко-фашистскими войсками занят Ростов-на-Дону. Гитлеровская армия победоносно шагает по нашей родной кубанской земле. Захватчики рвутся к Чёрному морю, к перевалам Главного Кавказского хребта, к нефтеносным районам Кавказа. Тяжёлые дни и недели отступления советских войск Южного фронта. Степные дороги запружены разрозненными отходящими частями. По всей полосе обороны армии, по железной дороге, по полевым дорогам и тропам, просто по полям идут бесконечные вереницы усталых, измученных, обожжённых солнцем людей, машин и повозок.
Весь ужас отступления помогают нам представить исторические источники. Среди них — фронтовые записки военного корреспондента Виталия Закруткина, которому лично довелось побывать на всех основных участках Кавказского фронта с августа 1942-го по февраль 1943 г. Позже художественные зарисовки стали частью книги «Кавказские записки»:
«Беспощадно жжёт августовское солнце. Обозы растянулись на десятки километров… медленно бредут молчаливые бойцы… В станице тревожно. Отступающие части не задерживаются в ней. Многие колхозники торопливо собирают пожитки и уходят с армией. На полях горят подожжённые кем-то огромные стога необмолоченной пшеницы. У калиток плачут молчаливые женщины. Никто из нас не подходит к ним. Опустив глаза, мы проходим и проезжаем мимо, все дальше на юг. Да и что тут можно сказать в утешение, если мы сами ничего не знаем и у нас остались только глухая тоска и неистребимая вера в то, что мы всё-таки победим? Но эта вера спрятана глубоко в сердце, и сейчас говорить о ней, особенно этим плачущим женщинам, неловко… Отворачиваясь, стиснув зубы, краснея от стыда и обиды, пряча в самой сокровенной глубине сердца глухую солдатскую боль, мы пропускали мимо себя потоки беженцев, и каждый из нас думал: «Это моя вина, это я виноват в том, что обезумела потерявшая ребенка мать; это я виноват в том, что мои боевые друзья, изнывая от боли, уходят на костылях в леса и в горы; это я виноват, потому что я не умер в бою, обороняя рубеж от врага, потому что, держа оружие, я отступаю всё дальше и дальше… И всё же даже в эти самые страшные дни мы верили в победу. Мы не могли ответить на вопрос: когда она придёт? Мы сердцем верили в победу, потому что неистребимой была наша горячая вера в героизм и волю нашего народа, потому что мы не могли жить без этой веры».
Но вынужденное отступление не было предательством, не было позором, это был героизм, самоотверженность, не одна тысяча солдатских жизней. Отступая, советские воины изматывали врага контратаками, ожесточёнными попытками остановить превосходящие силы противника.
В середине августа 1942 г. в предгорьях Главного Кавказского хребта развернулись боевые действия на майкопском и туапсинском направлениях.
Соединения 12-й, 18-й армии, 17-го казачьего кавалерийского корпуса вели оборонительные бои на рубеже реки Белая, у сел Великое и Вечное, у железнодорожной станции Комсомольская, у станиц Бжедуховская и Черниговская. Наградные листы участников сражений за нашу землю, заслуживших высокие правительственные награды, воскрешают в памяти безграничное мужество бойцов Южного и Закавказского фронтов, их верность солдатскому долгу, беззаветную преданность Родине.
Алексей Митрофанович Коржов родился 27 марта 1916 г. в станице Лабинской. С октября 1937 г. проходил службу в Красной Армии, принимал участие в Польском походе осенью 1939 г. и Зимней войне с Финляндией 1939-1940-х гг. Воевал в составе 179-го гаубичного артиллерийского полка.
Перед самым началом Великой Отечественной войны проживал в Белореченском районе, откуда и был призван на фронт местным РВК. Сержант Коржов воевал в составе отдельного минометного полка 12-й Армии (затем 18-й и 56-й Армии) в должности командира миномета. В конце 1942 г. был награжден медалями «За боевые заслуги» и «За отвагу» за боевые действия на территории Кубани. В том числе получил награду за то, что 12 августа 1942 г. с расчетом остался в станице Гурийской прикрывать отступление полка при атаке вражеских танков и авиации. Несмотря на авиационные удары и обстрел со стороны врага, Алексей Коржов продолжал вести ответный огонь по противнику до поступления приказа об отходе. Он понимал, что необходимо сделать все от него зависящее для сохранения основных сил полка. Расчет Коржова с честью выполнил приказ командира. Отдельный минометный полк без потерь отошел к станице Имеретинской, где занял оборону фронтом на восток и юго-восток. Однако Белореченский район все еще оставался зоной боевых действий. Здесь оказывали сопротивление соединения 116-й казачьей кавалерийской дивизии, 383-й стрелковой дивизии, 16-я и 68-я отдельные стрелковые бригады, а также ряд других частей.
С февраля 1943 г. Алексей Митрофанович воевал на 1-м Украинском фронте в должности командира взвода управления батареи 569-го Ворошиловградского ордена Кутузова III степени минометного полка. Был дважды ранен.
К началу 1944 г. Алексея Коржова повысили до звания лейтенанта. В феврале, а затем в ноябре того же года он был награжден орденами Отечественной войны II и I степеней за умелые боевые действия, проявленную стойкость и храбрость в ходе боев на территории Украинской ССР и при форсировании реки Вислы. С октября 1945 г. командира взвода направили слушателем 27-го учебного артиллерийского полка, офицерского состава.
Лейтенант Коржов вернулся домой в августе 1946 г. Помимо медалей «За боевые заслуги» и «За отвагу», а также двух орденов Отечественной войны, его грудь украшали орден Красной Звезды и медали «За оборону Кавказа», «За освобождение Варшавы», «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».
После войны Алексей Митрофанович жил в Белореченске.
Мария Рогова, хранитель музейных ценностей.