Ветераны труда и Вооружённых сил Белореченской районной ветеранской организации, ведущие в образовательных учреждениях традиционные уроки мужества в рамках месячника военно-патриотической работы, ежегодно находят и используют новые формы организации этих уроков.
Двумя значимыми победными датами начинается месячник – снятие блокады Ленинграда и освобождение станицы Белореченской от фашистских оккупантов.
Чем дальше от этих страшных и одновременно героических событий Великой Отечественной войны, тем сложнее донести информацию о них до подрастающего поколения так, чтобы вызвать живой интерес, сопереживание к мучениям переживших войну людей, восхищение мужеством великих предков, ужас перед лицом войны. Александру Никулину, председателю комиссии по патриотической работе с молодёжью, это удалось.
Рассказывая учащимся 6 «А» школы №5 о блокаде, Александр Анатольевич подробнее остановился на судьбах сверстников своих слушателей, подростков, которые в нечеловеческих условиях не просто выживали, но боролись с врагом, встав у станков вместо ушедших на войну взрослых, чтобы завод по выпуску снарядов продолжал работать. Всем знакомы пронзительные стихи поэтессы Ольги Берггольц, которая писала их в блокадном Ленинграде. Александр Никулин познакомил ребят ещё с одним поэтом – Юрием Вороновым. Он был подростком, жил в блокадном Ленинграде, работал на заводе, выполнял норму взрослого. Когда город освободили, его и других ребят, совершивших настоящий трудовой подвиг, наградили медалями. Юрий потом написал в своих стихах, что медаль он получил раньше, чем паспорт (тогда паспорт выдавали в 16 лет).
Трудились в Ленинграде все, кто был в силах, а платой была пайка хлеба. Классный руководитель 6 «А» Елена Белецкая специально принесла из школьной столовой три тонких кусочка хлеба, чтобы дети видели суточную норму еды на одного ленинградца.
Кто не мог работать, как, например, девочка Таня Савичева, тот писал, чтобы происходящее не ушло в забвение. Её дневник на Нюрнбергском процессе стал свидетельством злодейств фашистов. А строки из дневника выбиты на памятной доске у входа на Пискарёвское кладбище Санкт-Петербурга, где похоронены жертвы блокады – убитые и умершие от голода.
Находившиеся во власти оккупантов жители Белореченского района тоже с лихвой хлебнули горя. В станице было разрушено и разграблено всё. Но самое страшное – это зверства фашистов по отношению к раненым военнопленным, партизанам, мирному населению. Александр Анатольевич напомнил школьникам о памятных местах, где люди были расстреляны и даже сожжены заживо. Он передал воспоминания своего дедушки, который был свидетелем тех событий и рассказывал, что они, подростки, были вынуждены прятаться, чтобы не угнали в рабство в Германию или не расстреляли за неповиновение «новому порядку». Учащиеся дополнили услышанную информацию. Так, Ваня Рябцев поведал о том, как фашисты убили ребёнка – друга его прадедушки, который в оккупацию жил в Белореченске. О подвиге своего прадедушки рассказала Катя Ботвинкина.
Александр Анатольевич призвал юных белореченцев помнить о подвиге родных и земляков в годы войны и любить свою малую родину. Любовь к Белореченску он передал в песне, которую под гитару исполнил ребятам. На память о встрече Александр Никулин подарил классу «Книгу памяти», в одном томе которой записаны имена и фамилии белореченцев, не вернувшихся с полей сражений, в другом – воинов, сражавшихся за Победу.
Желающих поделиться своими знаниями на военную тему в классе было много, но классный час закончился. Александр Анатольевич, видя такой интерес у ребят, пообещал, что постарается организовать для них новые встречи.
Фото Сергея МАРТЫНОВА