События, которые происходили в Белореченском районе в годы оккупации, я знаю по рассказам своей мамы, уроженки станицы Рязанской Евдокии Тимофеевны Ляпиной (в девичестве Бондаренко).
И по маминым словам, очень трудно было в военные годы.
В 1941 году отец Евдокии Бондаренко Тимофей Кузьмич ушел на фронт и погиб в марте 1943 года. Когда станицу Рязанскую захватили фашисты, Евдокии было 13 лет. В маленькой хатке она жила вдвоем со своей мамой Анастасией Васильевной. При этом взрослые станичники находились в постоянном страхе, что оккупанты заберут их детей и увезут в Германию. Поэтому детям и подросткам приходилось прятаться на чердаках. А фашисты зверствовали. Каждое утро через станицу Рязанскую гнали они десятки людей (коммунистов и комсомольцев) к хутору Фокину. Там был выкопан ров. Оккупанты издевались над мирными жителями, расстреливали. Для пущего устрашения людей сажали в глубокие подвалы. Моя мама видела, как супругов Симоненко (бойцов партизанского отряда «Красный кубанец») вели по улице Первомайской до самого рва. Мужа Сергея оккупанты сначала повесили, а потом расстреляли, а его жену Наталью заставили на все это смотреть. Однако никакие издевательства не могли отнять у станичников веру в лучшее будущее, в победу. Хотя все видели, как немцы уничтожают крупный рогатый скот, сжигают мельницу.
В день освобождения Белореченска от немецко-фашистских захватчиков (30 января 1943 года) оккупантов в станице Рязанской уже не было. В один из дней в дом, где жили Евдокия с мамой, постучали: «Открывайте, наши пришли! Не бойтесь». Когда Анастасия Васильевна открыла дверь, в дом вошли красноармейцы, изможденные, уставшие, но счастливые. Их было так много, что разместить всех не представлялось возможным. Но, как говорится, в тесноте, да не в обиде. Евдокия с мамой принесли в дом солому, разложили ее на земляном полу и таким образом всех устроили. Позже Евдокия Тимофеевна вспоминала, что все станичники старались хоть чем-нибудь порадовать солдат, сделать им что-то приятное, помочь. Ведь дети видели в красноармейцах своих отцов, а те, в свою очередь, относились к юным станичникам как к родным. Об этом красноречивей всего говорили солдатские слезы, которые появлялись на глазах военных каждый раз, как только они прижимали к своей груди детей. День и ночь жители Рязанской проявляли заботу о своих освободителях, стирали им одежду, штопали, кормили домашней пищей… Позже красноармейцы, что размещались в доме моей мамы и бабушки, ушли в сторону Краснодара. Даже дети в то время понимали, что война продолжается, значит, надо помогать родителям в посеве и уборке урожая. В военные годы дети пололи кукурузу, собирали с полей оставшиеся колоски, с деревьев в лесу – груши.
За добросовестный труд в военные годы Евдокии Ляпиной присвоено звание «Труженик тыла». Она награждена медалью «Ветеран труда», юбилейной медалью к 100-летию со дня рождения В. И. Ленина, грамотами Министерства просвещения СССР, значками «Отличник народного просвещения» и «Учитель-методист».