В предстоящую субботу в нашей стране и во всём мире, где живут русские православные христиане, будет отмечаться 1030-я годовщина Крещения Руси святым равноапостольным князем Владимиром.
Утверждение, что событие это имеет огромную историческую важность, не оспаривают даже атеисты. Более десяти веков минуло с того дня, когда князь Владимир, приняв крещение, определил дальнейшую судьбу будущего могучего государства.
О том, какое влияние на нас, людей XXI века, по сей день оказывает это событие, мы беседуем с благочинным Белореченского округа православных приходов, настоятелем Свято-Покровского храма Белореченска протоиереем Виталием Осиповым.
Батюшка, обычно, объясняя, почему князь Владимир выбрал именно христианскую веру для своего народа, светские историки называют политические причины (европейские страны уже давно были христианскими), христиане любят ссылаться на красоту православного богослужения. Но Русь есть и была как европейской, так и азиатской страной, значит, могла пойти и по пути исламизации. Или всё-таки нет? Была ли в том Высшая воля, Божий Промысл?
– Да, это была Высшая воля. А заключается она в том, что предвечный Бог, сотворив нас по образу Своему, повелел образ этот постоянно взращивать в себе и возводить его до богоуподобления. Потому что только богоуподобленные чада могут войти в небесные чертоги Творца и Создателя своего. Ведь история рода человеческого – это не просто хронология дат, лиц и событий. Наша история – это прежде всего история наших взаимоотношений с Богом. В этом сокрыт и онтологический, и нравственный смысл нашего миробытия. И управляет этим процессом Промысл Божий.
С юных лет под воздействием этого Божественного Провидения князь Владимир находился в мучительном поиске того, чего не находил в окружающей его жизни. И верований своего народа менять он не собирался. Но он чувствовал, что дальнейшего роста у этого народа не будет, если он не обретёт новое мировоззрение. Ярмарка религиозной палитры в его время была представлена в исчерпывающем объёме. Но благоверный Князь понимал, что политеизм (многобожие) и монотеизм (единобожие) – это две крайности единого естественного богопознания, и выбрал религию, где естественное богопознание было восполнено истинами богооткровенной веры в Бога Триединого, действительного Творца и Создателя всего мироздания.
Крещенская благодать изменила Владимира радикально. Изменившись сам, он начал менять содержание всего своего великокняжеского служения. Поняв, что каждый человек создан для вечной жизни, всех своих подданных он стал беречь для покаяния. И даже преступников. Веру православную он делает государственной религией со всеми вытекающими отсюда последствиями. Всё судопроизводство переводилось на принципы Божественного права. Просвещение и культура, общественная и семейная жизнь, благотворительность и торгово-хозяйственные отношения – всё это развивалось под вектором главной заповеди о любви к Богу и к ближнему. И делалось всё это не методом искоренения старого и насаждения нового, а по принципу: земные человеческие формы наполняются небесным божественным содержанием. Весь этот жизненный уклад, заложенный князем Владимиром, в последующем времени с разным успехом раскрывался в истории нашей Родины как Русь Святая.
Можно ли считать факт крещения Руси 1030 лет назад свершившимся и на том успокоиться? Ведь весь мир, и наша страна в том числе, благодаря христианству уже стал милосердным и образованным.
– Думаю, что нет. Можно ли, зачав ребенка, на этом успокоиться?
Нет, надо продолжать трудиться над созданием условий для его нормального развития, пока он не родится. А после рождения надо ещё 120 лет работать над тем, чтобы здесь, на земле, в царстве мира сего, научить его жить по законам Царства Небесного. И только после того, как вы передадите чадо своё в руки Божии, что называется из рук в руки, под ключ, только тогда можно будет и успокоиться. Ибо, если вы в своем родительском предназначении ослабите свой надзор, бесы подкараулят ваше потомство на его жизненном пути и утащат в свою преисподнюю. То же самое и с крещением. Крещение, хоть Руси, хоть человека – это тот старт, у которого есть финиш, а между ними ещё и нелёгкая дистанция. Это и в личном плане, и в плане государственной жизни. Можно ли сказать, что наше государство сегодня – это Русь Святая? Нет. Образование – это развитие образа Божия в человеке. А кто сегодня знает, что это такое образ Божий в человеке? Да и с милосердием у нас всё будет в прядке только тогда, когда не будет людей, нуждающихся в милосердии. Боюсь, что работы здесь ещё непочатый край.
Тысячелетие Крещения Руси наша страна праздновала в период богоборческой власти. Но уже тогда верующие ощутили более терпимое отношение к себе, их не помещали в психиатрические клиники, не ссылали в лагеря. На тот момент это был прогресс. Сегодня идёт строительство храмов, люди без страха могут идти в церковь. А какое значение имеет Церковь для современного человека?
– Чтобы что-то можно было сказать о роли Церкви в жизни современных людей, надо вспомнить историю Каина и Авеля. К сожалению, смертью Авеля это история не закончилась. Поэтому предназначение Церкви в том и состоит, чтобы закончить историю с убийствами. Благоверный Князь это понял и Крещением Руси положил начало новому проекту: «Русь Святая». За 900 лет православной государственности сделано было много, но ещё больше было сделано за 70 лет государственности неправославной. Ну что ж, враг рода человеческого тоже не дремлет, поэтому и мы должны бодрствовать.
Чтобы что-то можно было сказать о роли современных людей в жизни Церкви, надо вспомнить, что каждый из нас создан для жизни вечной. А судьба наша вечная полностью зависит от качества временного нашего бытия. Если Вы с этим согласны, то День крещения Руси – это Ваш праздник и это же начало проекта Русь Святая. а если Вы в проекте – значит, Царство Небесное, которое усилием берётся, принадлежит Вам. И Церковь Русская Православная в достижении этого Царства ваш первый помощник.
Вопросы задавала Любовь КАЛИНИНА. Фото Вячеслава БАРАШИХИНА.