Герой, оставшийся без звания

Победа

Все мы хорошо осведомлены и по праву гордимся пятью своими земляками – Героями Советского Союза: Иваном Жидковым, Григорием Сидоренко, Михаилом Маренковым, Вадимом Комендантом и Степаном Голеневым. Однако мало кто знает, что в станице Белореченской родился и долгое время жил человек, которому высокое звание Героя Советского Союза не утвердил в мае 1945 года Военный совет 13-й Армии. Это Иван Иванович Рыков.

Герой, оставшийся без звания

В конце Великой Отечественной войны, 27 апреля 1945 года, за форсирование реки Шпрее и захват плацдарма командованием 25-го гвардейского стрелкового полка к званию Героя Советского Союза был представлен командир 2-го стрелкового батальона гвардии майор Иван Рыков. С мнением полкового начальства был полностью согласен и командир 6-й гвардейской стрелковой дивизии. В период дальнейшего согласования и утверждения наградного листа война закончилась, и руководство 27-го стрелкового корпуса посчитало достаточным наградить героя всего лишь орденом Боевого Красного Знамени. Военный же совет 13-й Армии в лице ее командующего генерал-полковника Николая Пухова и ЧВС – генерал-майора Марка Козлова вообще «срезали» награду до ордена Отечественной войны I степени…
Иван Иванович (Аверкиевич) Рыков родился 15 апреля 1913 года в станице Белореченской. Его отец Аверкий Григорьевич Рыков происходил из крестьян Харьковской губернии. Это был достаточно грамотный и образованный для своего времени человек. В начале XX века он даже какое-то время служил псаломщиком в Успенской станичной церкви, где, кстати, и крестился новорожденный Иван.
После октября 1917-го Аверкий Григорьевич всей душой принял Советскую власть. В марте 1920 года был избран секретарем Белореченского станичного ревкома.
Известно, что Иван Рыков окончил пять классов одной из станичных школ, после чего устроился учеником слесаря в Белореченское отделение связи. Освоив специальность, работал слесарем на маслозаводе.
С 1935-го по 1937 год проходил действительную военную службу в рядах Рабоче-Крестьянской Красной Армии. После демобилизации вернулся домой, где продолжил трудиться в народном хозяйстве и одновременно повышать свое образование. Статный молодой парень с хитрым прищуром голубых глаз и волнистым черным чубом пришелся по сердцу местной красавице Варе. После скромной свадьбы Иван Иванович и Варвара Тимофеевна Рыковы пошли по жизни вместе, радуясь своему маленькому счастью и семейному уюту.
В нначале Великой Отечественной войны Ивана Рыкова призвали в армию и направили в военное училище. Боевое крещение заместитель командира 82-го отдельного истребительного противотанкового батальона старший лейтенант Рыков принял в октябре 1942 года на Северном Кавказе. Здесь же в ожесточенных боях с противником на рубеже реки Терек он получил и свою первую награду – орден Красной Звезды.
До конца марта 1943 года командовал 82-м отдельным истребительным противотанковым батальоном Северо-Кавказского фронта.
В полной мере талант общевойскового командира Рыков проявил в должности командира стрелкового батальона. Приняв в январе 1944 года под свое командование 2-й батальон 25-го гвардейского стрелкового полка, гвардии майор Иван Рыков в кратчайшие сроки сумел создать образцовый и боеспособный воинский коллектив. В ходе освобождения Польши именно его батальону из всей дивизии была доверена честь первым форсировать Вислу. Командование возлагало большие надежды на опыт офицеров и выучку солдат майора Рыкова. И бойцы 2-го стрелкового батальона с честью выполнили задачу.
В ночь на 7 августа 1944 года первая волна десанта под непосредственным командованием комбата, используя лодки и самодельные плоты, под огнем противника форсировала Вислу и закрепилась на плацдарме. Удачно и с минимальными потерями следом переправился и остальной батальон. Наступательными действиями гвардейцы сковали силы противника и обеспечили успешную переправу всей дивизии.
За проявленные мужество и отвагу, грамотное и умелое руководство подчиненными подразделениями к январю 1945 года гвардии майор Иван Рыков был награжден орденами Отечественной войны II степени (июнь 1944 года), Ленина (сентябрь 1944 года) и Александра Невского (январь 1945 года).
Звездный час комбата Рыкова наступил в апреле 1945 года в Германии. В ожесточенных боях с 16 по 28 апреля его батальону пришлось выполнять различные по сложности задачи.
16 апреля при штурме г. Дёберн 2-й стрелковый батальон, заняв выгодный рубеж, прикрыл фланг наступающей дивизии. Пять яростных атак в течение одного дня отбили наши бойцы и командиры, не пропустив через свои позиции озверевшего от потерь и крови врага.
18 апреля батальон гвардии майора Рыкова сходу форсировал реку Шпрее и захватил плацдарм на ее левом берегу. Отражая яростные атаки немецкой пехоты и танков, советские солдаты смогли удержать свои позиции и расширить занятый плацдарм. В этот же день бойцы 2-го стрелкового батальона штурмом овладели господствующей высотой и захватили немецкую артиллерийскую батарею вместе с прислугой.
22 апреля батальон атаковал дер. Босдорф, в которой закрепились немцы. Только в этом бою противник потерял убитыми более 60 человек, нашими солдатами были захвачены 25 грузовых и 15 легковых автомобилей с имуществом.
23 апреля личный состав батальона отличился в боях за дер. Беркау, где, «несмотря на сильный огонь противника, штурмом взяли огневые точки немцев, уничтожив сопротивляющегося противника в траншеях…».
Как итог, 27 апреля 1945 года командир 25-го гвардейского стрелкового полка подписал наградной лист на гвардии майора Ивана Рыкова, в котором после перечисления всех его заслуг, значилось: «За проявленное исключительное мужество, стойкость и отвагу в наступательных боях достоин Высшей Правительственной награды – звания Героя Советского Союза».
Несмотря на поддержку руководства дивизии, к мнению командира полка не сочли нужным прислушаться командование корпуса и Военный совет 13-й Армии, представление на Героя не утвердили…
Впрочем, сейчас мы уже вряд ли сможем установить истинную причину того, почему гвардии майор Иван Иванович Рыков – геройский комбат и толковый офицер – так и не получил высокое звание Героя Советского Союза. Для нас, ныне живущих, он остаётся примером доблестного служения своей Родине!
Очень мудро заметил журналист Михаил Нордштейн: «Война давно уже все списала… Неправда! Ничего она не списала: ни героизма, ни подлости. Подвиг так и остаётся подвигом. У него нет сроков давности. Он на все времена».

Татьяна ПОСТНИКОВА, младший научный сотрудник музея Белореченска.

Оцените автора
Огни Кавказа