Выпускница белореченской школы №8 написала проект о нашем районе после оккупации

Победа

Наше поколение о войне знает в основном из уроков истории, литературы. Все меньше остаётся ветеранов Великой Отечественной войны и тружеников тыла. Мы с уважением относимся к этим людям, к их прошлому и настоящему, преклоняемся перед ними. Нам есть чему у них поучиться.

История современных войн не знала другого примера, когда одна из воюющих сторон, понёсшая огромный урон, могла бы уже в годы войны решать задачи восстановления и развития сельского хозяйства, промышленности. Самоотверженный труд советского народа, преданность Родине были продемонстрированы в эти годы.

Первые шаги к восстановлению

После оккупации станицы Белореченской фашисты оставили запустение, пепелища и груды развалин на месте уютных домов, тенистых улиц и промышленных объектов. Угрюмо торчали развалины зданий райисполкома, станичного Совета, военкомата. «Просвещенные» варвары взорвали железнодорожный мост через Белую, локомотивное депо, электростанцию, уничтожили оборудование маслозавода. На железнодорожной станции вереницами стояли искалеченные вагоны и паровозы.

Практически сразу после освобождения станицы началось возрождение народного хозяйства. Принимались первые шаги к восстановлению цехов маслозавода и железнодорожного узла.

В колхозах готовили землю к весеннему севу. Фашистское нашествие нанесло огромный ущерб колхозам района: разорили все четыре МТС, 52 колхоза, 5 совхозов. Машин, тракторов почти не было. Пахали землю не только лошадьми, но и коровами.

Старейшая колхозница Татьяна Федоровна НЕФЕДОВА вспоминала:

– Я работала дояркой. За мной было закреплено 29 коров, которых я не только доила и кормила, на них и пахала, и подвозила к ферме корма.

И так работали тогда все колхозники. Зачастую ночевали у борозды, ожидая, пока тягловая сила – лошади, волы или коровы – подкрепятся на подножном корму.

Самоотверженно трудились сотни женщин: Агафья Мищенко, Варвара Полешко, Надежда Стрекозова, Наталья Ефремова и многие другие. Это благодаря их неутомимому труду белореченские колхозы были восстановлены из руин.

Когда созрел урожай, в ход, как в старину, пошли самые простейшие орудия труда: серпы и косы. До единого зернышка был собран трудный хлеб сорок третьего года…

Для налаживания грузоперевозок необходимо было восстановить железнодорожный мост. Руководить этим трудоемким и важным для народного хозяйства процессом в станицу Белореченскую из Саратовской области был направлен специалист дорожного управления Алексей Вишневский, который впоследствии много лет проработал в Белореченском мостостроительном поезде.

В течение трёх осенне-зимних месяцев днём и ночью, в пургу и слякоть полураздетые и полуголодные люди работали на восстановлении железнодорожного моста. И 9 января 1944 года через новый мост прошёл первый железнодорожный состав.

Бывший токарь Белореченского маслозавода Г. ЧАЛОВ позже вспоминал:

– На второй день после изгнания фашистов из Белореченской я пошёл на свой завод. На заводском дворе встретил группу старых рабочих во главе с механиком А.Н. Арефьевым. Мы стали обсуждать, с чего начинать восстановление завода. А разрушения были большие. Отступая, немцы взорвали паромашину – основу работы всех цехов и агрегатов. Без двигателя невозможно восстанавливать и остальные машины, и станки, особенно токарные, необходимые для изготовления новых взамен испорченных деталей.

Кто-то предложил использовать на первое время бездействующие тракторы ЧТЗ, принадлежащие МТС. С помощью районных организаций мы восстановили один трактор и им стащили на заводской двор ещё пять машин. Требовалось шесть тракторов, чтобы пустить в работу все агрегаты. Но мы понимали, что тракторы – не выход из положения. Во-первых, через месяц они потребуются на полях, во-вторых, их использование слишком дорого обойдется заводу. Ведь за каждые сутки работы они сжигают до двух тонн керосина. Надо искать другой вариант.

Отправился я в локомотивное депо. Оно тоже было выведено из строя гитлеровцами. Я рассчитывал приспособить цилиндр паровоза для нашей паромашины. Среди «кладбища» подорванных локомотивов мы обнаружили почти исправный паровоз. Решили использовать его вместо паромашины. Подремонтировали и пустили. Ничего – работает, крутит главный шкив, а через передачи завертелись колеса всех агрегатов.

Теперь надо восстанавливать остальные механизмы и оборудование цехов. Но для этого нужен токарный станок. Оба заводских станка выведены из строя. Пошел я в совхоз №6. С механиком совхоза откопали из-под развалившейся стены станок. Взял я его под расписку на два месяца. Пришлось мне по 10-12 часов в сутки работать без выходных. Так трудились и остальные рабочие. Обтачивал детали для завода, одновременно изготавливал новую головку для своего станка. Вскоре заработал мой станок, а через несколько дней запустили и второй.

К 7 апреля 1943 года завод мы восстановили и отправили на фронт первые тонны свежего подсолнечного масла.

Пожертвования в Фонд обороны страны

После освобождения Белореченского района, как это было с начала войны, люди продолжили приносить средства в Фонд обороны страны. Деньги и ценности собирали для постройки танков и самолётов. На строительство танковой колонны «Кубанский комсомолец» жители нашего района сдали свыше 0,5 млн рублей. Кроме того, отправили защитникам Родины более 1000 посылок с тёплыми вещами.

Районная газета «Сталинский призыв» в 1942 году писала:

Колхозник сельхозартели «Новый путь» Семен Евдокимович Рубанов сдал в Фонд обороны облигаций государственных займов на 915 рублей.

Трудящиеся нашего района продолжают укреплять могучий всенародный Фонд обороны Родины.

В райсберкассу уже поступило на 870 000 рублей облигаций государственных займов, через Госбанк – на 131 150 рублей.

Восстановление промышленности

Благодаря массовому трудовому героизму жителей Белореченского района к концу 1945 года в основном было закончено восстановление объектов промышленности и сельского хозяйства. А в первые послевоенные годы были восстановлены разрушенные и построены новые социально значимые учреждения и организации.

Сразу же после войны десятки тысяч тружеников края были удостоены памятной медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов».

Мир не должен забывать ужасы войны, разруху, страдания и смерть миллионов. Это было бы преступлением перед будущим, мы должны помнить о войне, о героизме и мужестве прошедших её людей. Бороться за мир – обязанность живущих на земле, поэтому одной из важнейших тем нашего времени является тема подвига советского народа в Великой Отечественной войне.

Евгения Постникова, 11 класс, СОШ №8 г. Белореченска (научный руководитель Валентина Анасьева, учитель истории и обществознания).

Оцените автора
Огни Кавказа