Во время уборочной страды зерновой ток становится центром каждого сельхозпредприятия. Именно здесь находятся те самые закрома, в которые собирают выращенный хлеб, а бурты полновесного зерна наполняют сердца хлеборобов заслуженной гордостью за свой труд.
Руководитель АО «Белагро» Ибрагим Тлиап любит бывать на току. В нынешнем году озимая пшеница в этом хозяйстве особенно порадовала и высоким урожаем, и качеством зерна.
– Даже без лабораторного анализа, по цвету видно, что пшеница очень хорошая, – говорит агроном-семеновод Татьяна Экизова.
– Да, зерно коричневое и тяжёлое, – соглашается Ибрагим Амерзанович. – И всё благодаря вот таким, как Татьяна Гавриловна, людям, знающим и любящим своё дело.
АО «Белагро», одно из крупных сельхозпредприятий Белореченского района, является постоянным передовиком по урожайности зерновых и пропашно-технических культур и несомненным лидером по освоению новых направлений в растениеводстве.
Сегодня только это сельхозпредприятие в нашем районе может предложить потребителю такие овощи как картофель, чеснок, столовая свёкла, выращенные в поле по современным технологиям с применением специальной техники.
Но встретившись с Ибрагимом Тлиапом, мы беседуем не о достижениях предприятия, а о перспективах его дальнейшего развития.
– Ибрагим Амерзанович, помнится, во время становления сельхозпредприятия Вы планировали возродить здесь молочное животноводство, да ещё и с переработкой молока. Эти планы в силе?
– У нас несколько фирм в разных районах края и Адыгеи, в одной из них мы начали заниматься животноводством. Очень серьёзно начали. Но результат получили отрицательный. Нерентабельно у нас сегодня животноводство. И климатические условия не подходят: жарко летом коровам. В нашем климате растениеводство намного выгоднее.
– Из не таких далёких планов — садоводство. Вы обещали заложить 150 гектаров фруктового сада и питомник. Не расстались с этой идеей?
– Сад мы заложили, правда, в другой фирме. А питомник будет здесь обязательно, уже и землю подходящую песчаную нашли и приобрели. С одной итальянской фирмой сейчас работаем по данному вопросу. Сегодня актуальны разные саженцы и сады не только яблоневые. Нужны и семечковые, и косточковые, чтобы фруктовый сад был полноценным. Первоначальные планы относительно сада изменились по объективным причинам: земля у нас арендованная, срок аренды заканчивается, поэтому закладку сада пришлось отложить и пересмотреть свои планы. Мы решили пойти в другом направлении — производить овощи. Второй год успешно выращиваем ранний картофель (правда, из-за погоды в этом году он получился не очень ранним), чеснок, морковь, свёклу. У нас самые большие площади на Кубани под этими культурами.
– Третий пункт из Ваших планов — строительство логистического центра в районе станицы Рязанской.
– Обстоятельства изменились. Во-первых, сначала у нас забрали землю, которую обещали, а мы планировали делать всё в комплексе. Два года мы с помощью администрации района бились за неё. Но когда удалось всё же землю вернуть, время прошло и строить логистический центр там стало ни к чему.
– Стоило ли за ту землю биться? Она ведь не из лучших — бывшие рисовые чеки, причём разрушенные. У Вас, как инвестора, достаточно средств на восстановление?
– Мы, конечно, не всесильны. Первоначально планировалось с помощью краевого бюджета провести восстановительные работы. Не получилось. Теперь ищем инвестора, чтобы выполнить задуманное. Не буду пока озвучивать, что именно мы хотим там производить, скажу только, что сельхозпроизводство там должно быть совсем другим. Выращивать нужно такой продукт, который имеет высокий спрос и соответствующую цену. А пшеницу выращивать все умеют.
– В последние десятилетия в сельском хозяйстве, действительно, наблюдается однобокость. Почти все сеют зерновые и пропашно-технические культуры. А губернатор Кубани Вениамин Кондратьев ставит задачу возрождения полноценных хозяйств. Когда-то в колхозе «Заветы Ильича», на землях которого базируется и ваше предприятие, были животноводство (молочное стадо, свиньи, вплоть до коневодства), сады и поля. Как Вы считаете, возможно ли сегодня вернуть утраченное?
– Моё мнение иное. Я считаю, что браться за всё сразу сегодня не получится. В колхозе 900 человек работало. Сегодня нет столько желающих трудиться на земле и грамотных специалистов не найти. Чтобы иметь положительный результат, нужно как следует одним чем-то заниматься.
– Но ведь Вы берётесь за незнакомые направления, за те же овощи.
– Мы пробуем, ищем то, что можно вырастить именно здесь. Например, пшеницу и ячмень можно выращивать и в средней полосе России, и практически во всех регионах страны. Все их и выращивают. А экономики от этих культур никакой. В этом году, например, ячмень покупают по себестоимости. Какой смысл его производить? Нам нужно уходить от зерновых, браться за что-то другое. Выращивать ту же кукурузу, но на поливе, сою на поливе. Мы попробовали в прошлом году выращивать в открытом грунте салат — айсберг, рукколу. Опыт, хоть и негативный, приобрели. Руккола хорошая выросла, но после одного дождя листья салата покраснели. Теперь знаем, что не подходит для открытого грунта.
– О закрытом грунте не задумывались?
– В планах есть, но пока рано говорить об этом. Мы думаем, как сделать гектар земли более рентабельным. Однозначно, будем сокращать зерновые, иначе можно разориться. А у нас люди работают, они должны зарабатывать. Зарплата у нас немаленькая, и мы не хотим её снижать. Значит, нужно искать наиболее выгодные направления. Задумки есть, будем пробовать.
– АО «Белагро» отличает и отношение к людям. Можно ведь платить хорошую зарплату, ни о чём больше не заботясь.
– Никакие планы нельзя претворить без надёжной поддержки коллектива. Понимая, как трудно сегодня всем, мы стараемся облегчить жизнь своих сотрудников: сено заготавливаем для работающих, которые подсобное хозяйство держат, зерно выписываем, обеды в столовой бесплатные. Стараемся условия труда улучшать. В этом году отремонтировали мастерские. Укрепляем базу: склады увеличиваем. Сегодня АО «Белагро» может хранить до 35 тысяч тонн зерна и другой продукции. Стоять на месте нельзя, нужно развиваться. Мы выбрали такой путь.
Беседовала Любовь КАЛИНИНА. Фото Сергея АДАМОВА.