Нежные розы в горниле войны

Живая история

Нежные розы в горниле войны

«А как еще, если не нежными розами, нас называть, ведь в годы войны мы были так юны», – с грустной улыбкой говорила ветеран войны жительница Черниговского поселения Надежда Аполлоновна Алтынбекова, с которой нам посчастливилось встретиться в преддверии Дня Победы.

Когда на страну обрушилась великая, страшная, все сметающая беда, Надежда, которой не так давно исполнилось 15, жила в Сталинграде, окончила 8 классов и курсы медицинских сестер Советского Красного Креста.  

Ее отца, Аполлона Васильевича, из Томска на тракторный завод Сталинграда перевели в 1932 году, с тех пор и жила семья из пяти человек (двое взрослых и трое детей) в городе, где в 1943 году произойдет крупнейшая сухопутная битва, которая станет одним из переломных моментов в войне. 

Нежные розы в горниле войны

Но до этого времени много событий случится в жизни каждого из них. Отец к 43-му окажется на стройке в Магадане, мама с младшим братом Володей – в Саратове, а Надежда со старшей сестрой Кларой – на Курской дуге.  Из Сталинграда им всем пришлось уехать летом 1942 года. Именно тогда начался захват немцами этого крупного индустриального города на берегу Волги, который был важной целью для Гитлера не только потому, что через него пролегали стратегически важные транспортные маршруты, соединявшие центр России с южными регионами, но и потому, что город носил имя Сталина – главного врага фюрера. В городе началась тотальная эвакуация. 

Надежда помнит, как было страшно переправляться через Волгу на левый берег, когда позади рвались снаряды, как переживали они друг за друга и за маму, которая только-только поправилась от ранения, полученного во время одной из бомбежек Сталинграда, как жалко было людей, покидающих родной город, и больно смотреть на раненых наших солдат. 

В Саратове, куда их эвакуировали, 17-летняя Клара приняла решение отправиться на фронт, помогать нашим, ну и 16-летняя Надежда, которая всегда хвостиком следовала за сестрой, решила от нее не отставать. Но на передовую девчат взяли не сразу. Сначала их направили в саратовский госпиталь № 3939 помогать медперсоналу, который едва справлялся с потоком раненых,  прибывающих в тыл из охваченного жесточайшими боями Сталинграда, а уж  спустя несколько месяцев записали вольнонаемными в медицинский батальон и отправили в резерв в Воронежскую область дожидаться особого распоряжения. 

Летом 1943 года они оказались на Курской дуге. Каких масштабов разворачивалось сражение, Надежда судила по тому количеству тяжелораненых, изувеченных солдат, офицеров, которых нескончаемым потоком везли в хирургическое отделение их медсанчасти. Врачей было мало, и медсестричкам самим приходилось и раны зашивать, и гипсовать, и бинтовать, предварительно перестирав, высушив и скатав километры бинтов, которых катастрофически не хватало. 

– В период наступления, – вспоминает Надежда Аполлоновна, – медицинскому персоналу позволялось отдохнуть не больше двух часов в сутки. Тяжело было неимоверно, но все понимали, что нашим отцам, братьям, друзьям, воюющим за родную землю, труднее в разы. 

Так изо дня в день, превозмогая усталость и холод, невзгоды и трудности быта, совершали медработники, в том числе совсем юная девушка Надежда и ее сестра Клара, профессиональный и человеческий подвиг.

После того как сражение на Курской дуге, окончательно предопределившее исход Великой Отечественной войны, было выиграно нашими войсками, медико-санитарный батальон, в состав которого входила Надежда, перебросили на Белорусский фронт. В то время его уже возглавил маршал Г. К. Жуков, небезызвестный тем, что его направляли туда, где было труднее всего. А значит, на передышку, понимала Надежда, рассчитывать не приходилось. И она не рассчитывала. Жуков обеспечивал победу, а санитарный батальон и она, Надя, – спасали жизни, возвращали в строй защитников Отчизны. 

Не стремясь геройствовать, но изо всех сил и возможностей помогая нашим воинам, вольнонаемная сибирячка Надя со своим медбатальоном дошла фронтовыми дорогами до Польши. И тут хрупкую девушку, перевидавшую столько смертей и изуродованных тел, пережившую столько чужого горя, боли и страданий, что хватило бы не на одну жизнь, подкосила болезнь. До конца войны оставалось несколько месяцев, до Берлина – рукой подать, а ее отправляют в тыл, в Саратов, подальше от выстрелов и взрывов, крови и потерь. 

Так окончилась Великая Отечественная для Надежды Аполлоновны, но профессиональный путь, подсказанный войной, только начинался. 

После Победы ее сестра Клара поступила в ветеринарный институт, а она окончила вечернюю школу, потом саратовский медицинский и всю свою жизнь, куда бы ни забрасывала ее судьба – на Украину или в Узбекистан, в Республику Адыгея или поселок Молодежный Белореченского района, где работала до 1996 года, – помогала людям. 

Самой гуманной и мирной профессии, какая только есть на земле, эта очаровательная женщина посвятила более 50 лет своей жизни. Несмотря на то, что в марте 2016 года ветеран войны Надежда Аполлоновна Алтынбекова отметила свой 90-летний юбилей, к ней, как к профессионалу, прошедшему в свое время специализацию по кардиологии, до сих пор обращаются односельчане за консультацией. 

Надежда Аполлоновна удивительно жизнелюбивый, доброжелательный и светлый человек. Почтенный возраст не мешает ей всегда оставаться женственной и привлекательной. У нее достойные, заботливые дети – две дочери и сын, трое внуков и правнук Вовочка, который пока мало что знает о героическом прошлом своей прабабушки. Но когда он подрастет, наверняка будет ею гордиться, как и члены всей этой семьи. 

Под настроение Надежда Аполлоновна вяжет, и не только носочки внукам, но и себе модные кофточки, в хорошую погоду с удовольствием ухаживает за палисадником, а в День Победы обязательно ходит на встречу ветеранов, надев свой нарядный парадный пиджачок с юбилейными медалями. Глядя на Надежду Аполлоновну Алтынбекову, хочется до земли  поклониться ей и в ее лице всем нашим ветеранам и сказать: «Дай Бог вам, наши дорогие, пожить подольше, дай Бог вам боли поменьше и остаток своих лет провести в радости и окружении любящих, заботливых, ценящих вас людей!».   

Марина СТЕПАНОВА. Фото Сергея МАРТЫНОВА. 

Предыдущая запись
Следующая запись
Оцените автора
Огни Кавказа